Перейти к публикации

Стадии творения человека и завершение этого творения


Djannat

Полезные сообщения

Стадии творения человека и завершение этого творения

 

 

Сообщается, что Абу Абд ар-Рахман Абдуллах бин Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

"Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал нам:

 

"Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же - в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре веши: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. И клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного бога, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей рая до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершат дела обитателей огня и войдёт в (огонь). И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей огня до тех пор, пока не окажется от огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и попадёт в (рай)".

(аль Бухари, Муслим.)

 

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ

• 1. Стадии развития зародыша в чреве матери.

Этот хадис указывает на то, что в течение ста двадцати дней зародыш проходит через три стадии, каждая из которых продолжается сорок дней. В течение сорока первых дней он существуете виде капли семени, в течение вторых - в виде сгустка крови, а в течение третьих - в виде маленького кусочка плоти, после чегo ангел вдувает в него дух и записывает четыре вышеупомянутых вещи. В Своей великой Книге Аллах Всевышний также упоминает об изменениях зародыша, проходящего через эти стадии.

Всевышний сказал:" 0 люди! Если вы испытываете сомнения относительно (возможности) воскресения, то (вспомните, что) Мы сотворили вас из праха, потом - из (капли) семени, потом - из сгустка крови, потом - из кусочка плоти.

 

 

• 2. Вдувание духа

Все улемы единодушны во мнении о том, что вдувание духа в эмбрион происходит по истечении ста двадцати дней после сoвокупления родителей, что составляет ровно четыре месяца и относится к началу пятого. В том, что это действительно так, можно убедиться путём наблюдения, и это обстоятельство принимается в расчёт в случае возникновения необходимости обращения к установлениям, касающимся признания отцовства и обязательности несения соответствующих расходов. Это делается в том случае, когда есть уверенность в том, что плод уже начал двигаться. В этом и состоит смысл запрета на вступление женщины в новый брак до истечения четырёх месяцев и десяти дней после смерти мужа, ведь именно столько времени должно пройти, чтобы можно было удостовериться в отсутствии у неё беременности.

 

• 3. Запретность абортирования плода.

Все улемы сходились на том, что избавляться от плода после вдувания в него духа запретно, и считали подобное преступление непозволительным для мусульманина, так как это будет преступлением против полностью сформировавшегося существа, явно подающего признаки жизни. Вот почему если в результате аборта зародыш появится на свет живым, а потом умрёт, то наказанием за это должна послужить плата за кровь (дийа) в полном объёме. Если же абортированный зародыш появится на свет уже мёртвым, то виновному будет необходимо выплатить компенсацию в меньших размерах.

Что касается абортирования плода до вдувания в него духа, то и это является запретным, и такого мнения придерживается большинство факихов. Указанием на это служат достоверные хадисы, в которых говорится о том, что создание человека начинается сразу же после того, как семя утверждается в матке. Так, например, Муслим приводит хадис, передаваемый со слов Хузайфы бин Усайда, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"По истечении сорока двух ночей (со времени утверждения) семени (во чреве матери) Аллах посылает к нему ангела, который придаёт ему форму и наделяет его слухом, зрением, кожей, плотью и костями".

В другой версии этого хадиса сказано: "...более сорока...", - где под словом "более" может подразумеваться любое число от трёх до девяти включительно.

 

 

• 4. Знание Аллаха Всевышнего

Поистине, Аллах Всевышний знает о том, что будет происходить с людьми, ещё до их создания, и что бы ни случалось c ними из имеющего отношение к вере и покорности или к невeрию и ослушанию, и, соответственно, к счастью и злополучию, всё это случается только с ведома Аллаха и по воле Его. Известно множество аятов Корана и хадисов, в которых упоминается о том, что судьба человека записывается заранее. Так например, в "Сахихе" аль-Бухари приводится хадис, передаваемый со слов Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, который сказал:

"Однажды пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:"Нет среди вас такого, о ком неизвестно было бы, какое место он займёт в раю или в огне".

(Люди) спросили:

"О посланник Аллахa, так зачем же нам (стараться) делать (благие дела)? Не лучше ли положиться на это?"

Он сказал:

"Нет, действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан",

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

По поводу этого же хадиса. Продолжу:

  • 5. Ссылки на предопределение
    Аллах Всевышний велел нам верить в Него и повиноваться Ему, запретив неверие и неповиновение. Это то, что Он возложил на нас, что же касается всего предопределённого нам, то мы ничего не знаем об этом и не несём за это никако ответственности, пока это не случится, и поэтому заблуждающиеся, неверующие и нечестивые люди не вправе ссылаться на предопределение Аллаха, Его волю и то, что было заранее записано Им, до тех пор, пока они не совершат что-нибудь из этого, ведь Аллах Всевышний сказал:
    "И скажи: "Делайте (что хотите), а Аллах, Его посланник, верующие (непременно) увидят ваши дела..."
    (покаяние. 105) Что же касается ссылок на предопределение после того, как предопределённое свершается, то делать их позволительно, так как верующий обретает успокоение, покоряясь решению (када) Аллаха Всевышнего, а такое решение в отношении верующего приводит его к благу и в радости, и в горе.
  • 6. О делах судят по их завершению.
    Аль-Бухари приводит хадис, передаваемый со слов Сахля бин Са'да, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что пoсланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
    "Поистине, о делах (можно судить) только по (их) завершениюю".
    Смысл этих слов состоит в том, что если кому-нибудь на роду написано уверовать и покориться Аллаху в конце жизни, то такой человек в течение определённого времени может не веровать в Аллаха, но потом, прежде чем жизнь его завершится, Аллах Всевышний приведёт его к вере и повиновению, человек умрет в подобном состоянии и войдёт в рай. Тот же, кому на роду написано впасть в неверие и нечестие в конце жизни, в течение определённого времени может верить и проявлять покорность, но потом Аллах оставит такого раба без помощи за всё дурное, что он делал и к чему стремился, и он станет говорить то же, что говорят неверные, и совершать дела обитателей огня, а потом умрёт в подобном состоянии и войдёт в огонь.
    Таким образом, не следует обольщаться внешними обстоятельствами жизни человека, так как смысл всего состоит в завершении как не следует и терять надежду только из-за внешних обстоятельств, мы же молим Аллаха Всевышнего о том, чтобы Он укрепил нас в истине и во благе и привёл нас к хорошему исходу.
  • 7. Известно, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), часто обращался к Аллаху с нижеследующей мольбой:
    "Изменяющий состояние сердец, укрепи сердце моё в Твоей религии!"
    /Йа Мукаллиба-ль-кулюби, саббит кальби 'аля дини-кя! /
    А в "Сахихе" Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что однажды пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
    "Поистине, сердца людей пребывают меж двух пальцев Милостивого , подобно единому сердцу, которым Он распоряжается, как пожелает",
    - после чего обратился к Аллаху с такой мольбой:
    "О Аллах, распоряжающийся сердцами, сделай так, чтобы сердца наши повиновались Тебе!"
    /Аллахумма, мусаррифу-ль-кулюби, сарриф кулюба-на 'аля та'ати-кя! /
  • 8. Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал:
    "Поистине, к дурному исходу - да упасёт нас от этого Аллах - приводит то или иное внутреннее отрицательное качество раба Аллаха, о котором другим людям ничего не известно. Таким же образом человек может совершать и дела обитателей огня, обладая при этом каким-нибудь скрытым благим качеством, которое в конце его жизни возобладает и обязательно приведёт его к хорошему исходу. Передают, что Абд алъ-Азиз бинДауд сказал:
    "Однажды я присутствовал у постели умирающего, которому подсказывали, что следует произнести два свидетельства, но он сказал, что не верит в них ".
    Потом Абд аль-Азиз стал расспрашивать о нём, и оказалосьб что он был пьяницей. И Абд-аль-Азиз часто говорил: "Бoйтесь грехов, ибо это они довели его до неверия ".
  • 9. Этот хадис пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), служит указанием на различные стадии развития зародыша во чреве матери, что подтвердили открытия, сделанные в области анатомии и эмбриологии уже в новое время, и всё это свидетельствует о недосягаемости блaгородного Корана и сунны пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), в сфере науки.

 

А вообще, я бы начала с Корана.

В Священном Коране и хадисаx Всевышний Аллах сказал: Мы сотворили человека из эссенции глины, потом Мы поместили его каплей (нутфа) в надёжном месте, потом создали из капли сгусток крови (алака), потом создали из сгустка крови кусок мяса (мудга), потом создали из этого куска кости (изам), и потом облекли кости мясом (ляхм), потом Мы вырастили его в другом творении, - благословен же Аллах, лучший из творцов! (аль-Му'минун 23:12-14). В этом отрывке дано описание трёх основных стадий развития:

1) стадия капли (нутфа);

2) стадия формирования (хальк);

3) стадия роста (наш'а).

1. СТАДИЯ КАПЛИ (НУТФА)

Стадия нутфа (небольшое количество жидкости или капля её) охватывает появление спермы и яйцеклетки и их соединение с образованием оплодотворённой зиготы, деление клетки с образованием бластулы, а также имплантацию последней в матку. Стадия нутфа включает в себя пять фаз или подстадий:

1 фаза. Аль-ма ад-дафик (извергаемая жидкость). Известно, что мужчина извергает семенную жидкость, что отражено в следующих словах Аллаха: Пусть же посмотрит человек, из чего он создан! Создан из воды изливающейся (ат-Тарик 86:5-6). Грамматический анализ арабского глагола, соответствующего слову изливающийся, свидетельствует, что это слово в приведённом утверждении из Корана указывает на активный характер процесса извержения, то есть на то, что извергаемая жидкость подвижна. Современная наука доказала, что сперматозоиды обладают подвижностью и достаточной активностью.

Извержение происходит и в организме женщины, когда яйцеклетка попадает в фаллопиеву трубу и продвигается по ней. Попаданию сперматозоидов к месту оплодотворения способствует сокращение мускулатуры матки, которое вызывают простагландины, имеющиеся в семенной жидкости. В период фазы фертильности менструального цикла, когда возможно оплодотворение, слизь в шейке матки, которая в остальное время почти не проницаема для спермы, становится светлой, приобретает желеобразную консистенцию и обеспечивает возможность прохождения спермы. С помощью ферментов, выделяемых слизистой оболочкой матки (эндометрием) и яйцеводов, из головки сперматозоида удаляются гликопротеиды, и она приобретает заряд. Под влиянием ферментов, выделяемых в яйцеводах, также ослабляются связи между фолликулярными клетками, окружающими яйцеклетку, открывая тем самым сперматозоидам доступ к её защитной мембране.

Об участии мужской и женской жидкостей в процессе оплодотворения упомянул посланник Аллаха. Когда иудей задал пророку вопрос: О Мухаммад, из чего создан человек? Пророк ответил: О иудей, он создан из обеих - из мужской и женской жидкостей (хадис передал имам Ахмад).

2 фаза. Сулала (тонко извлеченная из жидкости субстанция). Термин сулала относится к процессу отбора основной субстанции из жидкости, которая выделяется у мужчин и женщин. Всевышний сказал: Потом (Господь) сделал потомство его (мужчины) из капли (сулала) жалкой воды (ас-Саджда 32:8). Таким образом, создание человека из двух жидкостей происходит путём особого отбора, для обозначения которого и используется термин сулала. Из фолликулярной жидкости выделяется яйцеклетка, а из многих миллионов сперматозоидов семенной жидкости - один единственный сперматозоид, который, первым коснувшись мембраны яйцеклетки, легко проникает в неё. Однако, сразу вслед за этим в клеточной мембране происходят быстрые физико-химические процессы, которые запирают вход для всех остальных.

Пророк Мухаммад сказал: Не из всякой жидкости рождается плод... (хадис передал имам Муслим). Во-первых, перед оплодотворением семенная жидкость подвергается тонкому отбору; а во-вторых, для зачатия количество сперматозоидов в семени мужчины должно быть не менее 20 млн./ см2.

3 фаза. Нутфат-у-амшадж ("капля смешанной жидкости"). Оплодотворённая яйцеклетка, или зигота, принимает форму капли - нутфат-у-амшадж. Всевышний сказал: Мы создали человека из капли смеси (нутфат-у-амшадж) (аль-Инсан 76:2). Слово нутфат - это существительное единственного числа, а "амшадж" - прилагательное множественного числа. Поэтому это выражение представлялось таинственным для ранних толкователей Корана, однако сегодня ясно, что зигота, оставаясь в единственном числе, представляет собой многокомпонентную систему, сложенную из хромосом и других составляющих сперматозоида и яйцеклетки. В процессе развития зиготы происходит деление клеток зародыша, называемых бластомерами. Через четыре дня после оплодотворения они образуют скопление клеток сферической формы - морулу. На пятый день после оплодотворения по мере разделения на две части клеток, составляющих морулу, из неё формируется многоклеточное образование - бластула. В этот период бурного деления клеток термин амшадж очень точно характеризует нутфат.

4 фаза. Такдир (предопределение). В раннем периоде формирования нутфат-у-амшадж хромосомы обеих родителей смешиваются и образуют диплоидные пары. Такая комбинация генов определяет характер развития ребёнка, а также его пол. Всевышний сказал: Из чего Он его создал? - Из капли (нутфа)! Создал его и предопределил (программу его будущего развития). (Абаса 80:18-19).

5 фаза. Харс (имплантация). Всевышний сказал Ваши жёны - нива (харс) для вас; ходите на вашу ниву, когда пожелаете (аль-Бакара 2:222). Понятие нива (харс) связано с вспашкой почвы. Последний этап стадии нутфа начинается с имплантации бластулы и называется харс. В Коране этот процесс уподобляется возделыванию почвы, а выстилка матки - почве, в которой развивается семя.

2. СТАДИЯ ФОРМИРОВАНИЯ (ХАЛЬК)

1 фаза. Алака (пиявка). Период формирования начинается, когда эмбрион приобретает форму алака. Эмбрион вытягивается до тех пор, пока не приобретает вид, напоминающий пиявку.

Эмбрион прикрепляется к стенке хорионического мешка, покрытого ворсинками, которые прикреплены к эндометрию, или внутренней выстилке матки. Зародыш окружён амниотической жидкостью подобно тому, как пиявка окружена водой. На этой стадии эмбрион обладает примитивной системой кровообращения и нервной системой. Таким образом, термин алака соответствует внешнему виду зародыша и способу его крепления к поверхности матки.

Другоe значение слова алака - подобный сгустку крови. К концу третьей недели развития в зародыше начинает циркулировать кровь, в результате чего эмбрион приобретает вид кровяного сгустка, хотя кровь его и остаётся жидкой.

2 фаза. Мудга (разжёванный кусочек). На 24-25 день завершается стадия алака. Переход от стадии алака к стадии мудга совершается очень быстро. Она начинается на 26-27 день.

Слово мудга означает кусочек, который был разжёван. На этой стадии, после формирования эмбриона и плаценты, процесс роста ускоряется и появляются участки тела, называемыесомитами, из которых будут формироваться кости и мышцы. Сомиты, которые становятся видны на теле эмбриона, напоминают отпечатки зубов. Развитие эмбриона на этой стадии имеет определённые особенности:

а) внешний вид сомитов или отпечатков постоянно меняется подобно тому, как меняется вид отпечатков зубов в процессе жевания;

б) в процессе формирования новых тканей эмбрион поворачивается подобно тому, как поворачивается жевательная резинка в процессе жевания;

в) спинка эмбриона изгибается, как изгибается пластинка жевательной резинки;

г) по мере формирования сомитов часть внутренних элементов подвергается дифференцировке в зачаточные органы, а другая часть остаётся недифференцированной, что нашло отражение в Коране: ...потом из куска мяса (мудга), сформированного и бесформенного (аль-Хаджж 22:5).

3 фаза. Изам (кости). По окончании стадии мудга зародыш имеет хрящевой скелет. Первичные центры оссификации появляются на 7-й неделе. Пророк Мухаммад сказал: Когда минуют 42 ночи со времени нутфа (времени зачатия) Аллах посылает к нему ангела, который придаёт ему форму и создаёт уши, глаза, кожу, мышцы и кости... ..." (хадис передал имам Муслим). В хадисе подчёркивается, что ангел придаёт форму зародышу. До 42-го дня довольно трудно отличить внешний вид эмбриона человека от эмбрионов многих других животных, но в этот период он приобретает присущий ему облик.

В течение этого периода эмбрион распрямляется и формируются органы, обеспечивающие жизнедеятельность плода. В Коране этот процесс описывается следующим образом: (Господь), который сотворил тебя, затем выровнял и затем соразмерил (аль-Инфитар 82:7).

4 фаза. Ляхм ("мясо"). Всевышний сказал: ...создали из этого куска кости и облекли кости мясом... (аль-Муминун 23:14).

Несмотря на то, что миобласты, или примитивные мышечные клетки, располагаются в непосредственной близости от развивающихся костей, формирование прикреплений мышц происходит после того, как начался процесс оссификации средних и концевых фрагментов костей. Наряду с облечением костей мясом в эту фазу продолжается выпрямление тела. Именно в это время (7-8 недели) начинается дифференцировка гонад половых желёз и формирование яичек и яичников, что также отражено Коране.

Несмотря на то, что миобласты, или примитивные мышечные клетки, располагаются в непосредственной близости от развивающихся костей, формирование прикреплений мышц происходит после того, как начался процесс оссификации средних и концевых фрагментов костей. Наряду с облечением костей мясом в эту фазу продолжается выпрямление тела. Именно в это время (7-8 недели) начинается дифференцировка гонад половых желёз и формирование яичек и яичников, что также отражено Коране.

3. СТАДИЯ РОСТА (НАШ 'А)

На 9-ой неделе начинается период внутриутробного развития плода, начало которого чётко отражено в Коране: ...потом Мы вырастили его в другом творении... (аль-Муминун 23:14). Ко всем предыдущим стадиям эмбрионального развития относился глагол халакна (мы создали, мы изменили), однако начало нового периода выделяется глаголом анша'наху (дать начало, вырастить, увеличить). На стадии наш'а проявляются следующие особенности:

а) после 12-ой недели значительно ускоряется рост плода, на что и указывает глагол анша'наху;

б) формируются конечности, соотношение размеров головы, тела и конечностей становится более пропорциональным, кожа покрывается пушком, происходит дифференциация наружных половых органов, закладка поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры, в это время у плода появляются координированные рефлексы и движения, происходит и ряд других изменений, которые подтверждают, что зародыш превращается в другое творение - плод, что и подчёркнуто в Коране;

в) ангел вдыхает в зародыш душу. Пророк Мухаммад сказал: У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе вашей матери к 40 дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же - в виде разжёванного куска. После этого к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Ему даны четыре указания: записать его удел, срок, деяния и будет ли он несчастным или счастливым (хадис передали имамы аль-Бухари и Муслим).

Природа души находится вне сферы естественных наук и ещё не понята человечеством. Всевышний сказал: Они спрашивают тебя о душе. Скажи: Душа (приходит) от повеления Господа моего. Даровано вам знания лишь немного (аль-Исра 17:85).

Известно, что между понятиями жизни и души существует различие, хотя природа их остаётся для нас таинственной. Сперматозоид и яйцеклетка представляют собой живые организмы, тем не менее, они лишены души. Творения же, имеющие душу, обладают самостоятельным сознанием, подобно человеку и животным. Доказательством обретения человеком души на этой стадии может служить появление у плода произвольных движений, осуществляемых, в отличие от рефлекторных движений, по собственной воле плода.

Таким образом, приведённые выше три значение слова наш'а весьма точно соотносятся с определением стадии: начинать - указывает на начало функционирования выделительной, кроветворной и других систем; расти и развиваться - указывает на быстрый рост и развитие органов и систем; увеличиваться - указывает на быстрое увеличение роста и веса плода, отмечаемое на 12-ой неделе.

СРОКИ РАЗВИТИЯ ПЛОДА

В Священном Коране указана не только последовательность событий, связанных с развитием зародыша и плода, но и обозначены сроки наступления этих событий, что осуществляется с помощью союзов фа (потом, с очень короткой задержкой) и сумма (потом, с определённой задержкой). Всевышний сказал: Мы сотворили человека из эссенции глины, потом (сумма) Мы поместили его каплей (нутфа) в надёжном месте, потом (сумма) создали из капли сгусток крови (алака), потом (фа) создали из сгустка крови кусок мяса (мудга), потом (фа) создали из этого куска кости (изам), и потом (фа) облекли кости мясом (ляхм), потом (сумма) Мы вырастили его в другом творении, - благословен же Аллах, лучший из творцов! (аль-Му'минун 23:12-14). Использование союза сумма указывает на наличие некоторой задержки между следующими фазами:

1) При переходе нутфа в алака. Во время фазы имплантации на стадии нутфа вплоть до стадии алака процессы развития развиваются достаточно медленно. От начала фазы имплантации (6-й день) до соединения оплодотворённой яйцеклетки со слизистой матки (14-й день) проходит около недели, а затем проходит ещё около 10 дней до начала развития спинной хорды (16-й день), когда эмбрион приобретает облик пиявки или алака. Таким образом, в процессе развития стадии алака отмечается некоторая задержка.

2) При переходе от фазы ляхм к стадии развития плода. Можно считать, что стадия развития плода (наш'а) начинается на 9-й неделе, однако все её основные признаки проявляются позднее. Быстрый рост плода начинается только с 12-й недели. Кроме того, начало развития ряда органов происходит по окончании 8-й недели или по окончании фазы ляхм, но наиболее выраженные изменения в этих органах отмечаются после 11-й недели. Таким образом, до 12-й недели развития имеет место задержка полного проявления наш'а, а слово сумма точно указывает на существование этой задержки. Слово фа указывает на то, что следующие стадии наступают непосредственно одна за другой:

a) Алака (до 24-25 суток) переходит в мудга (с 26-27 суток);

б) Мудга (до конца 6-й недели) переходит в изам (с начала 7-й недели);

в) Изам (до конца 7-й недели) переходит в ляхм (с начала 8-й недели). Данные фазы непосредственно сменяют одна другую, что и отражено в Коране.

Термины, использованные в Коране, весьма точно описывают разные процессы, происходящие с эмбрионом и плодом. Использованная номенклатура проста, понятна и согласуется с представлениями современной эмбриологии. Подобные научные данные не могли быть известны простому человеку в 7 веке. Как мусульманам, так и немусульманам понятно, что они могли быть открыты пророку Мухаммаду только Господом миров, которому известно все - не только о нашем развитии, но и о наших деяниях и мыслях.

Священный Коран - Книга истины, ниспосланная Аллахом для всего человечества. Всевышний сказал: Скажи: Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, даже если одни из них были бы другим помощниками (аль-Исра 17:88).

Четырнадцать столетий минуло с тех пор, как был сделан этот вызов. Сегодня, когда люди открыли для себя законы развития и жизни человеческого зародыша, все мы нуждаемся в справедливом законе для развития и жизни человеческого общества. Книга Аллаха проливает свет как на тайны человеческого развития, так и на тайны подлинного счастья, которого люди лишились, отвернувшись от руководства Господа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас просматривают   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...