Перейти к публикации
  • записей
    9
  • комментариев
    14
  • просмотров
    7 877

О Буддизме...


ДУША35 СКОРО СНОВА  МАМА

752 просмотра

 

 Девчата, а это непостижимое и интересное моему сознанию... Может, кто и заинтересуется... а может найдет для себя ответы на свои вопросы... Буддисты - это люди! И они помогают.... НАЙТИ СВОЙ путь развития.

Что такое

Буддизм?

Будда Шакьямуни

Две с половиной тысячи лет назад у Будды былиуникальные возможности учить: он жил во времена расцвета цивилизациисеверной Индии и был окружен очень одаренными учениками. Это дало емувозможность на протяжении 45 лет показывать существам пути к полномураскрытию ума, что проявилось в многообразии данных им средств. Кангъюр- собрание собственных слов Будды, записанных после его смерти, - это108 томов, содержащих 84 тысячи полезных наставлений. Появившиесяпозднее комментарии учеников составляют еще 254 тома, каждый толщинойне менее двух сантиметров, они называются Тенгьюр. Именно из богатстваметодов и следует понимать последние слова Будды, которые он сказал ввозрасте 80 лет, перед тем как покинуть тело: "Я могу умеретьсчастливо: я не оставил ни одного поучения в закрытой ладони. Все, чтовам полезно, я уже дал".

Как следует из этого высказывания, он дал то, чтоможно непосредственно применять в жизни. На вопросы, почему и чему онучит, Будда неизменно отвечал: "Я учу потому, что вы и все существастремитесь быть счастливыми и хотите избегать боли. Я учу тому, какимвсе является, - вещам, как они есть". И хотя впоследствии эти поучениястали основой целого ряда школ, эти школы объединяет то, что все они,каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды, нацелены навсестороннее развитие человека - осмысленное использование тела, речи иума.

Поскольку буддийское учение многогранно иосновывается на опыте, а не на вере, недостаточно ограничитьсяописанием его содержания. Его особенности становятся видны только всравнении с другими мировоззрениями. В то же время приближаться кучению Будды стоит освободившись от слишком жестких представлений, таккак полноту его мудрости невозможно описать как "то, а не это".

Например, многие полагают, что буддизм - философия.И это верно, но только в том смысле, что буддийское учение совершеннопоследовательно. Ясность и свободомыслие являются важной предпосылкойбуддийского пути, и успешное развитие лишь совершенствует их. Учениеспособствует раскрытию всех присущих нам способностей, включаялогическое мышление. Однако почему же тогда нельзя назвать егофилософией? Потому что производимые им изменения необратимы. Если вфилософии мы работаем с понятиями и представлениями, радуемся, удачноих выстроив, а потом кладем книги обратно на полку, то учение Буддывыходит за пределы понятий, производя необратимые изменения в теле,речи и уме. Оно дает ключ к тому, что ежедневно происходит внутри ивокруг нас, и повышает таким образом уровень нашего осознавания. Прииспользовании буддийских взглядов и средств сначала растворяется многожестких представлений, затем возрастает доверие к тому, что всепроисходящее имеет определенный смысл, и человек постепенно меняется -становится все менее напряженным, и его действия все больше исходят какбы из некой его собственной середины.

Некоторые люди из результатов буддийского учениявыделяют очевидные, такие как возрастающая невозмутимость, на основаниичего утверждают, что буддизм - это психология. Что можно сказать поэтому поводу? Цель психологии ясна: все школы стремятся улучшить нашуповседневную жизнь. Психологи стараются добиться того, чтобы каждыйчеловек приносил пользу обществу и при этом доставлял не слишком многотрудностей самому себе и другим в течение тех семидесяти-девяноста лет,которые обычно проводят в мире жители западных стран в наше время.Учение Будды ставит перед собой абсолютно те же цели, но одновременнопринимает во внимание факт непостоянства всего обусловленного и потомууказывает на непреходящие ценности - тем, кто способен это понимать иабстрактно мыслить. Буддизм признаеет абсолютными лишь истиныустойчивые перед болезнями, старостью, смертью и потерями.

Можно сказать, что Будда распространяет свою"психологию" на много жизней. Он учит, что события и ощущения, причиныкоторых нельзя понять в рамках только одной жизни, могут бытьрезультатами поступков прошлых жизней. Соответственно, сегодня своимимыслями, словами и делами мы определяем будущее, в котором переродимся.Этот выходящий за пределы одной жизни принцип причины и следствия,который в буддизме называется карма, объясняет, почему существанаходятся в столь разных ситуациях, на внутреннем и внешнем уровнях.Исходя из того, что каждый переживает свою собственную карму - то естьрезультаты своих прошлых действий, слов и мыслей, - работа начинается свысокого уровня самостоятельности и ответственности за себя. Не всемлегко это понять, в особенности при трудной жизненной ситуации. НоБудда учит, что причиной страданий является не зло, а недомыслие.Поэтому главное - удалить неведение, чтобы поступки существ вели кнепреходящему счастью, которого все так или иначе постоянно ищут. Иучение Будды - это путеводитель.

Таким образом, и психология, и буддизм изменяют нас.Но если действие психологии не распространяется дальше повседневности иобусловленности, ограничиваясь достижением эмоционального комфорта, тоименно с этой точки ведет отсчет буддийское развитие. Вне всякихпротиворечий буддизм указывает на то вневременное, несотворенное, чтопознает внешние и внутренние миры, - на самого переживающего, навоспринимающий ум. Целью буддизма не является спокойное бездумноесуществование до смерти - он помогает все больше и больше узнаватьсобственный ум. И лишь на познание ума можно действительно положиться.

Когда же у людей возникает желание сознательнонаправлять собственную жизнь? Это приходит автоматически, вместе спониманием закона причины и следствия и желанием избегать страданий илиже благодаря накоплению такого множества хороших впечатлений, котороевызывает желание приносить пользу другим. Вывод, что едва ли можномногое сделать для других, пока не владеешь собственными чувствами,мыслями, словами и действиями, способствует сознательному подходу кжизни. И еще есть люди, которых настолько вдохновляет живой примеручителя, непосредственно знакомящего их со свободной игрой открытого,одаренного и неограниченного ума, что они просто хотят стать как он.

Какими бы ни были движущие стимулы, буддийскиеметоды воспитывают смелость, радость, энергичность и все полезные видылюбви, вызывая безостановочное проявление в уме всяческого богатства.Освобождение приносит, прежде всего, углубляющееся понимание всеобщейизменчивости и постижение того, что нет никакого вечного, осязаемого"я" ни в теле, ни в мыслях и чувствах. К этому добавляется наблюдение осходстве устремлений существ: каждый пытается ощущать нечто приятное иизбегать плохого, удерживать приятное и приспосабливаться к трудному.Очевидно также, что существ бессчетное множество, а мы - в единственномэкземпляре, и при обнаружении этого само собой оказывается, что лучшедумать о других. Так мы постепенно выходим из-под власти личностного иначинаем чувствовать себя гораздо менее уязвимыми - мы перестаем бытьмишенью для происходящего. Если все, с чем мы сталкиваемся, уже не всилах нас поколебать - это достижение так называемого Освобождения. Этосостояние указывает на то, что удалена почва для возникновения мешающихчувств. Второй и окончательный шаг - Просветление, полное раскрытиеума, которое означает расслабленное, но совершенно осознанноепребывание в "здесь и сейчас". Это самовозникающее и свободное отусилий состояние наступает после Освобождения, с растворением всехограниченных представлений и понятий. Когда теряет силу мышление"или-или" и возникает пространство для широкого "и то и другое",пробуждаются новые способности, присущие уму. Многие знают вкус этогосостояния по тем переполненным счастьем мгновениям жизни, когда вдругощущается причастность ко всему, а окружающее пространство перестаётбыть разделением и превращается во всеобщее вместилище, которое придаетсмысл всему, все связывает и все в себя включает. Просветление делаетмомент восприятия в тысячу раз яснее и увлекательнее всего вообразимогоили пережитого, и вдохновение и блаженство больше не прекращаются.

Наконец, есть мнение, что буддизм - это религия.Однако принципиальная разница между двумя этими подходамипрослеживается уже в самом первоначальном значении латинского слова,которое служит обозначением понятия "религия": Re переводится "снова",а Ligare - "соединять". Религии, пришедшие с Ближнего Востока и вот ужетысячу лет господствующие на Западе, пытаются вновь обрести нечтосовершенное. В буддизме же нет необходимости с чем-то "воссоединяться",потому что нет никакого рая, из которого мы выпали. Ум находится всостоянии запутанности с безначальных времен, а при Просветлениипереживающий различные впечатления просто-напросто узнает присущую емувневременную природу. И как можно было бы вообще доверятьвосстановленному состоянию? Это означало бы, с одной стороны, егоизначальное несовершенство, а с другой - возможность снова егопотерять.

Если и называть буддизм религией, то следуетпровести различие между двумя видами убеждений. Первый - этостремящиеся контролировать все аспекты человеческой жизни религии веры- иудаизм, христианство и особенно ислам. В характере их личностныхбогов обнаруживаются в высшей степени человеческие черты.Противоположностью им являются недогматические религии опыта -Адвайта-Веданта в индуизме, а также даосизм и буддизм, -ориентированные на раскрытие качеств человека.

Эти два вида религий принципиально различаются как в методах, так и в целях.

Все религии веры, доминирующие в нынешнем мире,возникли в небольшой области на Ближнем Востоке - их политическимфокусом выступает современный город Иерусалим. Каждая из них своимикорнями восходит к Ветхому Завету, который окончательно сформировалсяоколо 2500 лет назад. Общественная жизнь Ближнего Востока была (иостается такой до сих пор) окрашена постоянной борьбой за выживание.Этим объясняется ориентация на мужские модели поведения, стремлениепривлекать на свою сторону, чтобы оказаться сильнее, и строить все наоснове определенных богом законов. В таких условиях и могла утвердитьсяидея о создающей, судящей и наказывающей внешней силе, чья истинадолжна отличаться от человеческой. Поскольку природа этой истинытакова, что ее нельзя ни проверить, ни пережить или достичь, в неетребуется верить. Задача верующих - выполнять пожелания высшей силы илиее представителей, для чего используются догмы и обращение других всвою веру, запреты и заповеди, а также не соответствующаядействительности концепция о том, что один путь истинен и хорош длявсех, другие - неистинны и вредны.

Хотя религии опыта Дальнего Востока возниклипримерно в то же время, что и ближневосточные религии веры, вопросвыживания в северной Индии и Китае не стоял так остро: несмотря на то,что сложившиеся здесь весьма образованные общества и не являлись такимимирными, как многим хотелось бы думать, это были культуры, определеннохарактеризовавшиеся изобилием. Поскольку в этих странах были известнымногие философские системы и существовала большая духовная свобода, тои религии приобрели совсем другую направленность. Целью становилсясобственный ум, развитие человека. Поэтому здесь меньше предписанийизвне, направленных на то, чтобы все следовали по одному маршруту, авместо неопровержимых догм в разных обстоятельствах для разных людеймогут признаваться полезными разные истины.

Например, Будда предостерегал учеников от того,чтобы те просто верили его словам, но хотел, чтобы они задавали вопросыи на собственном опыте проверяли поучения, находя таким образомподтверждения сказанному. Он всем желал и желает Просветления, ккоторому большинству из нас полезнее идти ступенчатым путем, пока небудет создана непоколебимая основа выносливости, сочувствия, радости исознательности. После этого многое происходит все быстрее и быстрее исловно бы само по себе, ведь искомое счастье внутренне присуще каждому,являясь не чем иным, как собственным умом. На пути к этому опыту Будданеизменно доверял самостоятельности и одаренности людей, простопоказывая им освобождающее зеркало своего учения и снова и сноваоткрывал существам, что кроется в них самих. Потенциал Просветления,заложенный в каждом человеке, он называл будда-природой. Это доверие,являющееся важной характеристикой пути и цели, и составляетосновополагающее отличие буддизма от всех других религий.

Сторонился Будда и того, что сегодня называетсяэзотерикой. Хотя попытка защитить человеческую теплоту 60-х и пронестиее через последующие "хромированные" десятилетия очень трогательна, всеже основанного на одних чувствах подхода к миру недостаточно. Нужноясно знать, что есть что. А если брать отрывки духовных знаний изразличных источников, перемешивать их и затем в качестве вневременныхистин преподносить в новой упаковке без подтверждения личныммноголетним опытом, то это не создает ничего, кроме путаницы. Такимистинам, наверняка, можно доверять еще меньше, чем древним учениямрелигий веры с их многовековым практическим опытом.

Чему же вневременному учит Будда? Он объясняет, чтолежащая в основе всего истина, чтобы быть истинной, должна всегда ивезде быть одной и той же, ее невозможно создать, расширить илиповредить - иначе она была бы не абсолютной. По своей сути неотделимаяот пространства, она пронизывает все, что есть и чего нет, и тот, ктосоздаст необходимые условия, может эту истину познать. А тот факт, чтодо Просветления мы ее не воспринимаем или воспринимаем лишь частично,объясняется решающим изъяном непросветленного ума - неспособностьюузнавать самого себя. Нетренированный ум подобен глазу: он всевоспринимает, но не может видеть сам себя. Все поучения Буддынаправлены на ум и на путь к его полному постижению.

Если мы поищем то вневременное и неразрушимое, чтосмотрит в данный момент через наши глаза, осознает и воспринимает вещи,- мы не найдем ничего вещественного. Поэтому Будда описывал природу умасловом "пустой". "Пустой от чего-то" - это выражение использовалось вте времена, чтобы показать, что исследуемое осознавание не имеетникаких определенных качеств. Будда при этом не описывает "ничто",черную дыру, но просто указывает на то, что воспринимающий ум не имеетобъема, длины, ширины или веса - всего, что превращало бы его во"что-то". Математик, пожалуй, назвал бы эту сущность ума нейтральнымэлементом восприятия, физик - вездесущей возможностью, ремесленник -не-вещью, а любовник или воин, воспринимающий мир как продолжение своихорганов чувств, ощущал бы, что ум открыт как пространство. Все этоозначает, что хотя тело смертно, а мысли приходят и уходят -воспринимающий не рождался, не был сложен из чего-то или сотворен.Поэтому он остается вне смерти, распада или исчезновения. Ум подобенпространству: это вневременный контейнер, позволяющий всему возникать,охватывающий и сводящий все воедино. И то, что нет ничего внешнего, вочто нужно было бы верить, многим облегчает доступ к учению высказыванияБудды - вспомогательные средства, чтобы лучше познакомиться с самимсобой и необратимо становиться все более невозмутимым, радостным иполным любви.

За свое развитие на пути каждый отвечает сам. Буддасвоим примером олицетворяет окончательную цель, достижимую для всех,что дает подлинное Прибежище, о котором следует периодически напоминатьсебе с начала пути и до Просветления. В буддизме мы принимаем Прибежищев полном развитии ума, то есть в Будде или состоянии Будды, в егоучении - средствах, ведущих к Просветлению, в друзьях, вместе скоторыми идем по пути, и в Учителе, который способен убеждать своимпримером, вдохновлять учеников и пробуждать в них доверие к ихсобственной будда-природе. Таким образом, знание поучений Буддыявляется ключом к непреходящему счастью. Сам Будда выступает учителем,защитником и другом существ: с помощью предлагаемых им средств можноизбегать боли и в результате достичь этого непреходящего счастья. Можновсе мощнее развиваться и при этом помогать другим. Термин, наилучшимобразом описывающий учение, был избран самим Буддой более 2500 летназад - Дхарма. И вот уже более тысячи лет учение носит тибетскоеназвание - Чё. Теперь оно пришло на Запад. "Дхарма" означает "вещи, какони есть".

Из книги Ламы Оле Нидала "Каким все является на самом деле"

0 комментариев


Рекомендованные комментарии

Комментариев пока нет.

×
×
  • Создать...