Второй вечер подряд читаю вопросы здесь о указательным жесте и общем развитии детей в возрасте около года. Всё-таки мне нужен взгляд со стороны. Не могу понять, норма ли..
Опишу, что ребенок умеет/не умеет.
Дано: мальчик, на следующей неделе будет 1г.2мес. У невролога были в последний раз в 9 мес. Сказал, все хорошо, приходите в 1.6 в следующий раз.
Умеет:
-ходить
-говорить: мама, папа, би-би (машина), брр (машина едет), ам (хочет есть или комментирует процесс кормления)
Домофон срабатывает, например, бежит к двери и говорит "папа". Или просто видит папу и говорит "папа". Обращения при этом к папе нет. Слово "мама" еще использует, чтобы позвать, если остался один в комнате (в своей кровати), а я ушла на кухню, если сидит с папой, а я в ванной.
- собирать пирамидку (как придётся, без учета цветов, величины колец), складывать в сортер фигурки через открытую крышку (как в ящик обычный), пару раз правда засунулзвезду через прорезь сам; кидать мячик папе/маме; возить машинки; расставлять игрушки рядком вдоль бортика ванной, складывать их в какую-либо ёмкость.
Умеет и очень любит играть в ладушки. Показывает, как хлопать, как полетели и как на головку сели. Действия эти меняет в тему (согласно звуковому сопровождению). Машет "прка", но не часто. Крутит ручками туда-сюда (типа танцует), когда поем с ним ля-ля-ля (он тоже поет "ла-ла". Быстро-быстро произносит).
Любит слушать сказки, смотреть картинки в книжках. Читаем много и давно, но никого из зверей сын не показывает (указательного жеста нет), звуки иногда пытается издать ("мммм" - это му, "мя" - мяу, "а-а" - ав-ав, "ии" - иго-го)
- пить из чашки с 2 ручками, если взрослый будет поддерживать чашку. Ложкой ест, если я его руку полностью контролирую и направляю. Без помощи если, то все выпадает из ложки. Печенье сам ест без проблем.
- понимает слово "нельзя" (качает головой туда-сюда), знает "ай-яй-яй" (грозит/машет рукой, выставляя палец)
Стараюсь вспомнить, что ребенок умеет делать, пишу и думаю, вроде все нормально!
Но... что беспокоит-то.
Нет указательного жеста. Если говорю: "где корова? Мууу", сын бежит к корове. Говорю: "а машина где? Би-би" Бежит к машине, берет ее. Спрашиваю про корову, оставляет машину и бежит назад к корове. Так же с мячиком. Берет его в руки и несет мне либо начинает им играть. Пальцем или даже рукой НЕ показывает.
Если спросить "где мама?", ноль реакции.
Если попросить принести что-либо, то не выполнит просьбу.
Еще про указательный жест. Беру палец сына и тычу в картинки, а он его выдергивает у меня из рук. Сегодня указательным пальцем мяли пластилин, смеялся. Хоть пластилин ему понравился, с пальчиковыми красками дело не очень пошло. Ребенку нравится просто набирать из банки краску. И так, чтобы побольше. Когда беру его руку, чтобы показать, как рисовать, выдергивает с силой, психует.
Про нос, рот и другие части тела не знает, но я, мне кажется, все-таки меньше на них заостряла внимание, чем на тех же животных. При одевании проговариваю: вот одна нога, вот другая ножка, на ножках пальчики, а теперь давай руку. Ну, вот в таком духе. На картинках показываю: "а это глазки у собаки..."
Еще вопрос. Когда ребенок точно уже должен испытывать чувство дискомфорта от мокрого белья? Дома сейчас стала одевать трусики для приучения к горшку. Они промокают и по идее должны провоцировать чувство дискомфорта. Но что-то не провоцируют. Ребенок с радостью ходит мокрый, продолжает играть дальше. Это норм?..