Перейти к публикации

О Постах, а так же календарь Постов и трапез


Полезные сообщения

0df00343169031fac6f7bdcdb8d2d47f591f24153495386.jpg

(Примечание: Устав в полной мере относится к монастырской практике.

Миряне определяют свою норму по благословению священника)

 

 

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.

 

В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением пяти недель), три однодневных поста.

 

 

Великий Пост

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

 

С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.

 

В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.

 

Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.

 

 

 

Петров, или Апостольский пост

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.

 

Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

 

Петров пост считается нестрогим – постящимся разрешается есть рыбу во все дни, за исключением среды и пятницы.

 

Успенский пост

14 августа – 27 августа

Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

 

Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.

 

В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

 

 

Рождественский (Филиппов) пост

28 ноября – 6 января

В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.

 

Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.

 

Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).

 

Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.

 

В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

 

 

Сплошные седмицы

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.

Сплошных седмиц пять:

Святки – с 7 января до 18 января,

Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста,

Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса),

Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи,

Троицкая – неделя после Троицы.

 

 

 

Среда и пятница

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.

 

Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

 

 

Однодневные посты

Крещенский сочельник18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.

 

Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.

 

Воздвижение Креста Господня27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.

 

Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

 

 

О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба

http://azbyka.ru/tse...rapez-all.shtml

Изменено пользователем //mandarinka//
  • Нравится 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...
(изменено)

9a53c15f8ef5461c67f88c13653ab0a7591f24152378468.png

 

 

Великий пост, труд восхождения

 

Великий пост это свидетельство Церкви о Царствии Божием, свидетельство всего опыта церковной жизни — опыта святых о том, что возможно и что именно красиво перед Богом жить по закону Духа Святого, а не по закону суеты этого мира — «ешь, пей, веселись». Апостол Павел поучает верных: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17).

 

«Царствие Божие внутрь вас есть» (Лука, 17:21) говорит Господь, в самом сердце человека. Если бы я любил Бога, то я бы слушал Церковь, если бы я слушал Церковь, мне бы было радостно разделить общее для православных христиан послушание — Великий пост.

12a58ec3235a8a86cdf25d53b017b0f2591f24148225045.jpg

 

Мне давно нравится сравнение великого поста с лествицей, каждая неделя это новая ступень, ведущая нас по пути духовного восхождения; Попробую и я построить свою лестницу к Богу.

 

Очень важно, чтобы построение этой лествицы не превратилось в построение вавилонской башни. Мы восходим к Богу не для того, чтобы низвергуть Его и не для того, чтобы стать богами по собственному произволу. Но чтобы стать богами по благодати — а благодать в руке Божией — в Его воле дать ее или нет трудящемуся ради Его святого Имени.

 

В начале пути Неделя о мытаре и фарисее, когда Церковь нам показывает на примере евангельской притчи то настроение души и сердца, с которым нужно молиться, чтобы быть услышанным Богом. Простые, но неочевидные для всех истины — молитва не дружит с гордостью, гордое и высокомерное сердце не дает человеку молиться, это плотина, удерживающая молитву, препятствующая ей, а за смирение Господь дает благодать.

 

Далее идет Неделя о блудном сыне, где нам показывается сила покаяния, когда только за решимость оставить греховную жизнь Отец небесный простирает нам навстречу благословение и прощение. Церковь дает нам понимание того, что нет такого греха, такой скверны, таких страстей и таких усилий диавола, которые не могли бы быть побеждены, преодолены Богом, но Богу нужно сотрудничество кающегося человека, Бог не спасает никого автоматически, без его согласия и содействия.

 

Следующая неделя — о Страшном Суде. Мы парадоксальным образом вспоминаем событие человеческой истории, которого еще не было, но оно уже таинственно происходит в нашей вере, мы извещены Словом Божиим о грядущем Суде и о правде Божией в отношении этого Суда. Нам через сладчайшее евангельское слово открывается очередная простая истина о спасении — помилованы и оправданы на Суде Божием будут люди живущие по закону милосердия и сострадания. Суд Бога будет не жестокой попыткой осудить на вечные мучения человека за некоторые нераскаянные грехи, а попыткой оправдать человека, попыткой найти в сердце хоть малую толику милосердия и любви.

 

После мясопустной недели мы, пробиваясь сквозь масленичные гуляния, блины и прочие последние скоромные яства, как сквозь противотанковые ограждения, минные поля и колючую проволоку добираемся до благодатногоПрощеного воскресенья. В этот день Церковь вспоминает изгнания наших праотцев Адама и Евы из рая, изгнание за преслушание, за то, что они более доверились врагу, нежели Отцу.

 

Это начало путешествия. Путь, который как любое восхождение на вершину, должен изменить человека, в конце пути он будет совсем не таким как в начале. При этом со стороны так же как и подъем в горы, все выглядит достаточно романтично, красивые песнопения, приглушенный свет, сдержанные чувства, постный стол, изысканные вкусы и разнообразие блюд, верность традициям, будто без особого труда, словно зрителям кино, можно мысленно переступить через горизонт своей собственной скучной личности и сделаться интересным и православным, но это только со стороны.

 

Как правильно?

Вопрос соблюдения поста это проблема соблюдения своего внутреннего человека — день за днем мы должны следить за состоянием своей души, за своими поступками, словами и мыслями. Это должен делать христианин в любое время года — и в пост и на пасху, но пост более удобен хотя бы для того, чтобы начать это духовное упражнение. Пост — святая четыредесятница — святые, отличные от других дни, и мы должны бы отнестись к этому именно так. Это не время, когда Церковь хочет нас загнать в некий духовный концлагерь, лишая пищи, пития (то есть выпивки — в наших российских реалиях) и развлечений. Не раз уже сказано, что пост это весна души, это время творческого пробуждения лучших сил в человеке, период активного сотрудничества Богу. «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоанн. 15:5). По учению Спасителя пост должен быть во всех случаях тайным, внутренним расположением человека в его отношениях к Богу, постом, воздержанием для Бога, а не для человека.

 

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцем твоим, который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Как древние в знак радости помазывали себя елеем после омовения, так и ты показывай себя радующимся. Но под елеем разумеется и милостыня, а под главой нашей — Христос, которого должно умащать милостынями. «Умывать лице» — значит омывать чувства слезами, разъясняет евангельские слова блаженный Феофилакт Болгарский.

 

Продолжим наше духовное путешествие. Наступает пост. Труден путь первой седмицы, но в конце его радостный праздник — Торжество Православия. Не вдаваясь в подробности, я бы хотел отметить, что это торжество взято нами взаймы у будущего. Мы конечно же вспоминаем 7-й Вселенский Собор, установление церковного празднования Торжества Православия, мы вместе со святыми отцами и известными богословами вправе говорить о торжестве Бога в сердцах любящих Его, прославялть святых мучеников и исповедников, отстоявших Церковь в годы гонений. Но главное торжество впереди, это тайна будущего века. Митрополит Петроградский Вениамин на процессе 1922 года, уже будучи приговоренным к расстрелу, в своем последнем слове сказал примерно такие слова своим судьям-большевикам: «Может быть на данном этапе вы победили, но в конце всех победителей победит Христос!»

 

Следующая неделянеделя о святом Григорие Паламе, защитнике православного учения о Несотворенном Свете, который просвещает и освящает каждого человека, приходящего в мир. Мы не видим по греховной неумытости наших чувств этого света, но многие святые созерцали его так же как мы видим солнечный свет, но даже если мы не видим его, Бог просвещает Свое Лицо на каждого, ищущего Его любви («Боже ущедри нас, благослови нас, просвети Свое Лицо на нас и помилуй нас». — так говорится в одной из молитв, звучащих в Церкви). В эту неделю мы можем понять важность святой молитвы, через которую не только человек ищет Бога и Его милости, но и Бог познает каждого человека, обаращающегося к Нему. Каждого постящегося и молящегося со смирением и в простоте сердца.

 

Третье воскресенье поста Неделя Крестопоклонная. Весь православный мир покланяется Честному и Животворящему Кресту, орудию нашего спасения. Крестом был повергнут диавол — ведь за смертью Спасителя пришло время воскресенья.

 

Четвертая неделя — четвертая ступень нашего подъема к вершине. Православная Церковь чествует преподобного Иоанна Лествичника, игумена монастыря у Синайской горы, места, где Бог открыл Свою волю людям, дал святые заповеди — указание пути ко спасению. Святой Иоанн был автором удивительной книги, название которой и вдохновило меня на написание этой заметки о посте — «Лествица» или в оригинале — «Лестница рая». Книга в основном адресована монашествующим, но с древних времен она читалась и мирянами, особенно в великий пост. Для мирян мне кажется очень важна глава из этой книги (между прочим самая большая глава) — «Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей». В общем, о главной христианской добродетели — добродетели разумной веры и рассудительности.

 

Пятая неделя завершается принесениемблагодарственной похвалы Пресвятой Богородице и памятью великой святой — Марии Египетской. Молодая девушка, потерявшая стыд, честь и приличия, на пороге храма Гроба Господня в Иерусалиме встречает Бога, обретает покаяние, устремляется в пустыню, чтобы постом и молитвой преодолеть саму себя, ненастоящую, бесчестную, чтобы слезами раскаяния смыть со своего сердца личину, приобретенную в суете мира, в водовороте страстей, удушающих человеческое сердце.

 

Шестая неделя — почти окончание нашего восхождения, мы прославляем Господа за воскрешение Его друга Лазаря и вместе с отроками иерусалимскими встречаем Спасителя у ворот Святого Града — а каждый наш храм это ворота в Иерусалим. Церковь нас уверяет в непреложности факта будущего всеобщего воскресения — так что получается, это еще один праздник, обращенный к нам с границы времени и времен.

 

Если продолжать тему в терминах восхождения в горы, то в этот момент мы как бы достигли базового лагеря неподалеку от вершины — от него и начинается покорение самой вершины.

 

Приходит Страстная Седмица, каждый день ее как новая и крутая ступень, особенно дни Крестной Пасхи — Великие Четверг, Пятница и Суббота. Но за ними — радость Воскресения Христова, вечная и неизбывная радость, которую по слову Спасителя, никто не может у нас отнять. Ну если мы сами ее не отдадим… а ведь мы часто уверены, что я-то не предам Господа, я в его радости буду жить и никто не сможет покуситься на это. А великий пост, как испытание души вполне может показать, что мы еще не присягнули Богу на верность, и потому не можем и отвергнуться Его. Наша равнодушная, теплохладная жизнь с «богом в душе», как любят теперь выражаться многие люди, крайне далека от радости Христовой, такая жизнь не дает Богу возможности познать нас, действовать в нас.

 

Чтобы наше восхождение не окончилось трагедией, одна из главнейших наших духовных задач на пост это сочетать следующие вещи — внутреннее внимание, покаяние, молитву, воздержание. Но все это будет бесцельно, если великий пост не приведет нас к необходимости жить Евхаристией.

 

Как уже было сказано раньше, христианину надо встать на посту у своего сердца — и самого начала дня и до окончания его следить за движениями сердца, отслеживать нападения врага — злобой, неверием, похотью и прочими тому подобными вещами диавол пытается отвратить нас от правды Божие и жизни по заповедям.

Но для начала надо хотя бы знать заповеди — чего же Бог хочет от человека. Надо бы понимать, в чем проявляется в человеке добро и в чем зло, чтобы не обмануть самого себя. То есть речь идет об элементарной христианской грамотности. Поэтому пост иногда называют и училищем благочестия. И в теории и на практике. Это многовековой опыт церкви, воплотившийся и в богослужении, и в церковной литературе и в молитве. Молитва получается одним из важнейших средств, которые Церковь дает человеку во время поста, впрочем как и во время всей его жизни.

 

Кто умеет, в течение поста молится по Псалтыри, кто еще не освоил эту молитвенную книгу, пусть молится просто, с открытым сердцем по обычному молитвослову, или даже своими словами. Важно понять главное — молитва это дыхание души, без дыхания мы не можем жить, мы дышим рефлекторно, это веление самой жизни в нас, также, но не рефлекторно, а с жаждой души должен молиться каждый ищущий любви Божией, потому что без молитвы душа задыхается. А великий пост очень удобное время для научения молитве.

 

Многократное причащение Святых Христовых Тайн на литургии во время поста есть видимое и явное свидетельство жизни с Богом. Покаяние на исповеди и покаяние как изменение своей греховной жизни, усердная, пусть и непродолжительная, неумелая, но искренняя молитва, пост внешний — воздержание от той или иной пищи, удаление от пустых разлечений и пост внутренний — нахождение на страже своего сердца, как и любое христианское Таинство, как любое духовное дело как печатью запечатываются в Таинстве Евхаристии, Причащения. Без причащения пост и молитва теряют свой смысл, поэтому от всей души необходимо вымолить в великий пост у Бога жажду причащения. Пост, милостыня, молитва, бдение, воздержание — не имеют своего благодатного завершения без Евхаристии. Батюшка Серафим Саровский называл эти вещи средствами приобретения (стяжания) благодати Святого Духа, но укорениться в нашем сердце благодать может только если в нас живет Христос, и мы в Нем. А это приходит к нам в Причащением.

 

Если в нас живет Христос, если мы в своих действиях мотивируем себя любовью Христовой, тогда для нас пост будет не вынужденным перерывом в делании зла, как вполне искренне считают некоторые люди — «ну в пост-то мы попостимся, как же мы-то православные, а придет пасха, гульнем «оторвемся по полной», а совершенным избавлением от рабства греху и страстям, ведь покаяние есть благодатное изменение души. Даже если это изменение не происходит в течение одного лишь великого поста, мы имеем возможность задать душе правильное направление жизни в Боге, дать законные церковные средства перемены своей природы. Грех в православии понимается как болезнь, требующая лечения, покаянный труд и благодать Божия — главные лекарственные средства исцеления болезни души.

И в конце хочу как пример благодатного изменения человеческой жизни привести одну притчу, которую недавно вычитал купленной на православной ярмарке книжечке, сборнике притч («Жил человек…» Сборник христианских притч. Изд. Никея, М. 2010)

 

Однажды после кораблекрушения одного европейца выбросило на остров в океане. Этот остров был населен аборигенами, которые оказались умными, гостеприимными и к тому же исповедовали христианскую веру. Вечером вождь пригласил спасшегося человека на ужин в свою хижину, и за едой у них состоялся разговор о пользе цивилизации. Гость с жаром начал рассказывать вождю, какие усовершенствования можно внести в жизнь острова и как они изменят жизнь племени.

- Только ваша вера помешает вам идти быстро в ногу с прогрессом! — заключил он свою речь.

- Ты прав, дружище, вера сильно изменила наш образ жизни, — сказал вождь. — Ведь в былые времена мы бы не стали с тобой разговаривать, а зажарили бы тебя на ужин. Значит ты считаешь, что нам стоит ее отменить?

 

Изменено пользователем //mandarinka//
  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...
(изменено)

Что такое Пасха?

Постарайтесь хотя бы перелистать страницы библейской книги Исход, она рассказывает о четырехвековом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврейский народ, и чудесной драме его освобождения. Девять наказаний («казней египетских») навел на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка), помазывает его кровью дверные косяки, а само запеченное на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.

 

Так в ночь с 14/15 весеннего месяца нисана (т. е. в полнолуние), во 2-й половине XIII в. до Рождества Христова совершился исход из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником, – воспоминанием об исходе.

 

Ночь Исхода стала вторым рождением народа, началом его самостоятельной истории. Окончательное же спасение мира и победу над духовным рабством совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия, или по-гречески, – Христос. Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.

 

Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской Пасхе и, завершая ее исполнением заложенного в ней Божественного замысла, тем самым ее упраздняет. Ветхий (старый) Союз-Завет сменяется Новым. Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда.

 

 

Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского пола, без порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казненных следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом. Но «подойдя к Иисусу, увидели, что Он уже умер, и не перебили Ему ног... Ибо произошло это, да исполнится Писание: "Кость Его да не сокрушится"» (Иоанн 19:33, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому привязывались передние ноги.

 

Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосредоточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха. «Пасха наша – принесенный в жертву Христос», – говорит ап. Павел (1 Кор 5-7

Источник http://azbyka.ru/day...pasha-all.shtml

Изменено пользователем //mandarinka//
  • Нравится 9
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

(изменено)

Как появился обычай готовить к пасхальному столу творожную пасху и куличи?

 

По древнему преданию, Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»). Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздается верующим. Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким стал кулич (от греч. kollikion – круглый хлеб) – высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Слово это вошло в европейские языки: kulich (исп.), koulitch (фр.). Имея во время пасхальной трапезы на столе кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь.

 

Творожная пасха (в Требнике – «млеко огустевшее», то есть творог) имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения. Поэтому на верхней стороне должны быть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!». На боковых сторонах пасочницы (формы) по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

http://www.pravoslav...swers/30054.htm

Изменено пользователем //mandarinka//
  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Великий Пост. 25 советов постящемуся, или Голод не в желудке, голод – в голове

(http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=918)

 

1) Цель поста. Пост – это аскетическая практика, её цель – умножение любви, приближение к Богу, за счёт онцентрации на духовной жизни, а не «церковная диета».

Почему в Церкви так много постов? С точки зрения аскетики, чревоугодиекоренная страсть, она лежит в основе остальных 7 страстей (чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости.. Без победы над этой страстью будут тщетны остальные подвиги.

 

2) Пост и свобода воли. Пост – это не суровая обязанность, а проявление свободной воли и любви к Богу. Мы должны почувствовать необходимость поста, должны захотеть поститься в покаянии, смирении и воздержании, не пеняя тем, кто в эти святые дни ведет себя иначе. Пост сегодня – это и открытый вызов обществу потребления, духовному безразличию и всеядности, эгоизму. Это борьба, испытание крепости нашей веры.

 

3) Подготовка к Великому посту.

а) Определить порядок питания для детей и взрослых на все время Поста и попросить священника благословить соблюдение этого порядка;

б) определить порядок просмотра телевизора (от ограничения до полного исключения), пользования компьютером в нерабочих целях;

в) увеличить продолжительность личных (общесемейных) молитв;

г) назначить время для личного или общесемейного чтения православной литературы, подходящей для всех;

д) назначить время для прихода в храм в будни, подготовиться к участию в великопостных богослужениях (найти тексты Покаянного канона, повечерия, Литургии Преждеосвященных Даров, служб Страстной седмицы);

 

4) Доброделание. Хорошо бы навещать кого-то, кто нуждается в вашей помощи, внести пожертвование на какое-либо благое дело. Также не забудем посетить одиноких и немощных для поздравления с Пасхой.

Выше было сказано о борьбе со страстями, но не будем забывать, что духовная борьба – это не цель, а лишь средство для стяжания добродетелей, уподобления Христу.

 

5) Не давать зароков о воздержании от какого-то греха, вредной привычки «на Пост»: если это грех, то от него надо избавляться навсегда. Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в Пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку, а не христианскую встречу Пасхи.

 

6) Внешнее поведение. Следует избегать внешнего проявления своего подвига. Будьте приветливы и спокойны. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста – это раздражительность, гневливость. Господь заповедал нам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры», – никто пусть лучше не знает и не видит, что мы едим или не едим в Пост. Если мы делаем это во славу Божию, то пусть один Господь и знает это.

 

7) Рассудительность. У гордости две крайности: либо все – либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Невозможно стать совершенным за один Пост, но можно и нужно приближаться к совершенству хотя бы на один шаг во время каждого Поста. Пост в пище по силам каждому христианину, но мера строгости его бывает различной. Одна мера для монахов и духовенства, другая – для мирян. Умение поститься приходит со временем, от Поста к Посту, гастрономический пост – это более школа, нежели экзамен.

 

8) Причащение в Пост. Желательно несколько раз за время Поста исповедаться и причаститься Святых Таин.

Существует традиция всеобщего Причащения в Великий четверг (день установления этого Таинства Иисусом Христом).

 

9) Составляющие Поста. Пост как воздержание можно подразделить на: информационный, душевный (развлечения), гастрономический, супружеский. Современный человек перекормлен, напичкан информацией, Пост должен ограничить этот поток, рассеивающий чувства и мысли. Условием правильного Поста является воздержание чувств. Нужно беречься от праздных разговоров, развлечений и суеты. Пост – хороший повод бросить, наконец, курить, излечиться от теле- и компьютерной зависимости.

 

10) Состав пищи. Пища, которую мы едим Постом, должна быть по возможности простой. Когда начинаются рассуждения о кальмарах и прочих изысках – это уже лукавство. Можно сказать, что постный подвиг начинается не тогда, когда мы сели за стол, а когда мы пришли в магазин.

 

11) Степени поста. Сухоядение, употребление растительного масла.

Существуют пять степеней гастрономичекого поста. В зависимости от физического здоровья христианин может согласовать с духовником свою норму. За последние годы проведено множество научных исследований употребления той или иной пищи при различных болезнях, уточните, действительно ли без котлеты вас неминуемо ждёт летальный исход, как утверждает участковый?

 

Нужно помнить, что наш Устав – монастырский, из южных широт. Мало кто задумывается, почему в некоторые дни в Уставе запрет на растительное масло (сухоядение). А причина в том, что вместо масла в южных странах употребляют оливки, и включать в свой постный рацион еще и растительное масло в монашеской практике воспринималось как излишество. Можно провести такую параллель: не услаждайте свой вкус яблочным соком, ешьте яблоки. Нужно с рассуждением брать на себя постные гастрономические подвиги.

 

12) Мысли о еде. Пища не должна занимать наш ум во время Поста. Постараться вообще не думать о еде; превратить еду исключительно в физиологический процесс, убрав эстетическую составляющую.

Не будем забывать, что голод не в желудке, а в голове. Когда очень захочется есть, предложите себе кусок чёрного хлеба с водой, так вы легко сможете проверить, действительно ли вы голодны.

Не верьте лукавым мыслишкам, что еда в посте не главное, можно перестать поститься, но зато активно начать делать добрые дела. Ничто не помешает вам делать добрые дела и без куска сыра в желудке.

 

13) Нарушение поста. Никогда не поздно начать поститься или возобновить нарушенный пост. В случае неудачи не поддавайтесь на лукавую уловку бросить в этот раз Пост, но уж в следующий раз (в следующем году) начать поститься «по-настоящему».

Уныние – не лучший советчик, не поддавайтесь на провокации. Почему-то считается, что духовная жизнь – это то, что должно получиться само собой, и когда человек впервые «спотыкается» на пути к Богу, то сразу опускает руки. Тем не менее, и в духовной жизни существуют свои принципы и закономерности. Например, аскетизм – это практика, а аскетика – это уже научная дисциплина. Поэтому подходите к посту разумно, изучая опыт святых подвижников.

 

14) Борьба со страстями. Многие замечали, что, как только начинается Пост, – сразу начинаются искушения. Что ж, эти искушения надо благодарно принимать. Ведь благодаря им мы видим, где наши слабые места. Не поели вовремя – становимся раздражительными. Слышим упреки в свой адрес – обижаемся. Не успеваем сделать то, что обещали, – унываем. Это не значит, что мы стали хуже. Просто Господь дает нам хоть немножко увидеть самих себя в истинном облике. То, что мы видим, – отправная точка для работы над собой, тема для исповеди, предмет исправления.

 

15) Отношения в семье. Неверно считать, что семья только отвлекает от постного подвига. Целью Поста является умножение любви ко всем людям, среди которых семья нам ближе всех. Во время Поста сосредоточимся на том, чтобы больше внимания и тепла уделять нашим близким, больше времени проводить в кругу семьи.

 

16) Мир с ближними. Без этого весь труд Поста становится бессмысленным. Неслучайно в Великий пост мы вступаем через Прощеное воскресенье. Следует постараться примириться со всеми перед Постом и после этого категорически избегать конфликтов. Любые потенциально конфликтные выяснения отношений отложить на время после Поста.

Будьте бдительны, именно в Пост потенциально конфликтнные ситуации могут буквально преследовать вас!

Есть анекдот про разбойников, которые убили путника и нашли в его котомке хлеб и сало. Хлеб съели, а сало не тронули. Потому что это грех – есть сало в Пост.

 

17) Неверующие родственники. Пост не должен стать источником ссор в семье, когда один из супругов не пришел еще к необходимости поститься, а другой искренне этого желает. Постарайтесь найти общий язык с ближними, объяснить им смысл Поста. И очень желательно, чтобы они заметили в вас не только отказ от пищи, но и теплоту и любовь к ним.

 

18) Чтение Священного Писания. Очень хорошо чаще читать Постом Священное Писание, несмотря на то, что принято делать ежедневно в любое время года. Но и здесь тоже не надо непомерных подвигов. На будничных службах Великого поста читаются каждый день небольшие отрывки их трех ветхозаветных книг – Бытия, пророка Исаии и Притчей Соломона. Вот эти-то книги было бы полезно дополнительно прочесть за Пост.

 

19) Участие в церковных богослужениях. Стоит сходить на самые-самые важные службы: Великий Канон в понедельник-четверг первой седмицы, хотя бы раз на Литургию Преждеосвященных Даров в будни (обычно это среда и пятница), Мариино стояние (четверг пятой седмицы; совершается, обычно, в среду вечером), утреню Великой Пятницы с чтением Двенадцати страстных Евангелий (совершается в Четверг Страстной седмицы вечером), вынос Плащаницы в Великую пятницу (совершается в третьем часу дня).

 

20) Великопостные молитвы дома. Полезно прибавить к молитвенному Правилу молитву святого Ефрема Сирина. Есть выписки из Постной Триоди во многих "толстых" молитвословах. Можно купить Постную Триодь и ежедневно читать ее хотя бы понемногу. Все богослужебные тексты можно распечатать из Сети. А если что-то непонятно по-церковнославянски – там имеются русские переводы.

 

21) Домашняя молитва. Молитва в Пост должна исполняться неукоснительно. Попробуйте использовать время поста как школу молитвы.

 

22) Обретение навыка Иисусовой молитвы. В любое время можно молиться Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Иногда можно услышать страшилку о том, что Иисусова молитва только для монахов и мирянам запрещена, а то в прелесть можно легко впасть. Скажем больше, для мирянина даже простая вода может быть смертельно опасна... Если сразу выпить ведро. То есть, проблема не в молитве, проблема может быть в нерассудительном её применении.

Специально для мирян можно порекомендовать пособие протоиерея Валентина Свенцицкого "Монастырь в миру".

 

23) Если нет никакой возможности прийти в храм. Можно дома самостоятельно прочесть, например, Канон преп. Андрея Критского, даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки.

 

24) Гости. Практически на любом застолье присутствуют постные продукты. Можно спокойно их вкушать без привлечения лишнего внимания к себе.

Крепко вставшие на путь духовной жизни могут вообще отказаться от застолий с нецерковными людьми на весь Пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток.

25) Пост – путь к Пасхе. Пост – это полноценное духовное и физическое очищение человека как подготовка его к Великому празднику Пасхи. Кульминация постного подвига – не пасхальное разговение, а Причастие Тела и Крови Спасителя в Пасхальную ночь.

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Загадка Туринской Плащаницы

О Плащанице Иисуса Христа нам повествуют все четыре канонических Евангелия.

Для беспристрастного наблюдателя Туринская Плащаница представляет собой кусок древнего полотна чуть больше четырех метров в длину и метра в ширину. На этой ткани имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. На одной половине Плащаницы - образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине - то же тело со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное, оно дано одним цветом: желтовато-коричневым разной степени насыщенности. Невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Специальные методы наблюдения показали, что изображение совершенно правильно передает особенности анатомии человеческого тела, чего не удается достичь в изображениях, сделанных рукою художника. На Плащанице имеются следы крови, текшей из многочисленных ран: следы кровоподтеков на голове от шипов тернового венца, следы от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку. Вся совокупность фактов, полученных при исследовании Плащаницы научными методами, свидетельствуют в согласии с евангельским повествованием, что образ на ней возник тогда, когда тело Иисуса Христа лежало в погребальной пещере на одной половине Плащаницы, а другая половина, обернутая через голову, покрывала Его тело сверху.

 

Фото плащаницы: оригинал и негатив

b2f464948c19f2ac082ad71bb604c6c6591f24143315946.jpg a35929750d6f85024581ae04b229007a591f24143316476.jpgf388ada90eb39223c1b577b63b2b00b7591f24143316034.gif

 

Исскуствоведы авторитетно заявляют - на плащанице нет следов того, что кто-нибудь воспользовался красками для получения изображения. При исследовании фотографий сильно увеличенных нитей полотна, специалисты не находят следов какого-либо пигмента. Мы имеем убедительный довод. Совершенно невозможно удалить каждую частичку краски с переплетенных нитей ткани так, чтобы эксперты не обнаружили ее следов. И даже если краска была полностью удалена, то оставшиеся от нее пятна, в принципе не могут уподобиться пятнам на плащанице. И вот почему...

 

Исследователи получили данные, которые окончательно подтвердили нерукотворность образа на ткани. Компьютерный анализ отпечатков проведенный Tamburelli показал, что изображение Тела на плащанице образовалось в результате неизвестного нам, но ненаправленного воздействия, а следы от бичевания по Телу нанесены "направленным воздействием". Следы бичевания представляют собой вещественное доказательство - их "направленно" наносили из двух позиций - слева и справа от тела, причем наносящий удары слева был выше ростом, чем наносящий удары справа. О чем это говорит? Мы получили научное доказательство - вначале в плащаницу завернули истерзанное и окровавленное Тело, а потом произошло Нечто, что не имеет аналогов в современном мире, и на ткани остался предельно точный двухсторонний отпечаток. Tamburelli доказал, что следы бичевания действительно находились на Теле, а не могли быть просто нарисованы гениальным художником непосредственно на плащанице. Никакому человеку такое не под силу - это невозможно в принципе!

 

Изображение на Плащанице возникло чудесным образом и поэтому к нему неприменимы естественнонаучные методы исследования. Да, чудо и воля Божия здесь несомненно присутствуют. Но если бы изображение на Плащанице возникло просто для создания лика Иисуса Христа, то следовало бы ожидать бoльшего сходства с цветным портретом, чем с монохромным негативом. Более естественно предположить, что образ на Плащанице возник хотя и не без промысла Божия, но все же как следствие другого чуда, а именно Воскресения Господня. В момент Воскресения произошли чудесные события, вызвавшие за собой процессы, которые далее развивались естественным образом по законам природы. Естественнонаучные методы исследований, конечно, не могут объяснить чуда, но они могут указать на то, что причиной того или иного события было чудо.

Источник http://www.pravoslav...30903210406.htm

 

uk5RVciJcJU.jpg

 

 

Так что, вот вам почти самая первая (первым все таки был нерукотворный образ на плате) нерукотворная икона Иисуса Христа!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 5 недель спустя...
(изменено)

Протоиерей Константин Островский:

Неразумно навязывать супружеское воздержание неверующему супругу

 

О супружеском воздержании во время поста апостол говорит четко и ясно: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор., 7, 5). «По согласию». Так что ради соблюдения формального правила не нужно нарушать мир в семье, толкать неверующего мужа на блуд, так можно еще больше отвратить его от Церкви.

 

Пост – не заповедь, а духовное упражнение, полезное и имеющее смысл для верующих. Но со стороны неверующего человека нет никакого греха в том, что он постом ест мясо или хочет супружеских отношений с законной женой. Вот когда человек блудит, нарушает другие заповеди, он грешит независимо от того, верит ли в Бога, признает ли грех грехом. И если бы муж толкал вас на блуд или заставлял сделать аборт, угрожая, что иначе бросит вас, вы могли бы с чистой совестью сказать: «Уйдёшь ты или нет, блудить и убивать я не буду».

 

Брак честен, ложе нескверно. Навязывать же неверующему человеку то, смысл чего может быть понятен только верующим, неразумно. И, как видите, апостол никого к этому не призывает.

http://www.pravmir.ru/protoierej-konstantin-ostrovskij-nerazumno-navyazyvat-supruzheskoe-vozderzhanie-neveruyushhemu-suprugu/

Изменено пользователем //mandarinka//
  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 5 недель спустя...
  • 1 месяц спустя...
  • 2 недели спустя...

А завтра 28.08. тоже постный день, т.к. среда? Или в честь праздника среда "упраздняется"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Reks, Завтра постный день ;) Батюшка в воскресение говорил, что хоть пост и закончился, но постный день все равно есть постный день, так что можно есть рыбу!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ага, я тоже так думала, а счас в телефоне православный календарь на завтра глянула, а там "поста нет". Вот и засомневалась.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

2416366.jpg

6ad1918fc1.gif

У православных христиан начинается Рождественский пост. Рождественский пост — один из четырех многодневных постов в православии: он продлится с 28 ноября 2013 по 6 января 2014 г.. Рождественский пост готовит верующих к светлому празднику Рождества Христова.

 

Рождественский пост менее строгий, чем Великий пост и Успенский пост. В обычной приходской практике в Рождественский пост исключаются мясо, яйца и молочные продукты. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и в дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Больным и детям допускается послабление физического поста.

 

DYSmbeWUGOs.jpg

 

 

2424904.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ПОСТ И НЕВЕРУЮЩИЕ РОДСТВЕННИКИ

 

Вопрос:

В Послании к римлянам Апостола Павла есть слова: «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь….Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер». Во время постов и постных дней на работе в светском коллективе, принято отмечать дни рождения, другие нецерковные праздники и угощать сослуживцев. Как в таких случаях не нарушить Церковную дисциплину в отношении поста и в то же время поступить по любви, а не по человекоугодию?

 

Ответ:

Если Вы внимательно прочитаете 14-ю главу послания к Римлянам, то увидите, что большая часть этой главы посвящена наставлениям о неосуждении тех, кто по той или иной причине не постится, а не об оставлении поста ради того, чтобы не огорчать непостящихся. Да, в житиях святых, патериках можно встретить ситуации, когда святые по любви к ближнему нарушали пост, но это были единичные случаи, совершалось это с глубочайшим смирением и любовью к ближнему, и носило единичный, а не систематический характер.

 

На работе вполне можно прийти на праздник, немного побыть с коллективом, поздравить виновника торжества. Но ведь никто же не заставляет Вас есть при этом непостную пищу!

 

На столе, который собирается в честь нового года или другого общего праздника всегда можно найти что-то постное: рыбу, овощи, фрукты, оливки и т. п. Тем более, если стол собирается «вскладчину» Вы можете сами принести какую-то постную пищу.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

 

 

Вопрос:

Мама против того, что я соблюдаю пост. Я от нее завишу, как мне быть? Она верующая, но в церковь не ходит, считает, что достаточно лишь быть хорошим человеком.

 

Ответ:

Первое, что приходит в голову – готовьте сами на себя и на близких: этим Вы послужите своим родным, приобретете опыт домоводства, столь полезный в семейной жизни, и избежите поводов для размолвок. Если же это по каким-либо причинам невозможно, подумайте о том, что Ваша мама побуждаема к таким упрёкам искренней заботой и беспокойством о Вас. Будучи нецерковным человеком, она пока не может понять истинных мотивов Ваших действий, и это её раздражает. Утешьте её любовью, знаками внимания, добрым словом. Будьте хорошей дочерью, как и подобает православной христианке. Скажите ей, что «всё позволительно, но не всё полезно» – объясните ей настоящий смысл поста как укрепления воли в малом, чтобы оказаться достойным Господа в большом. Больше же всего заботьтесь о кротости – вспомните заповедь о почитании родителей: хоть мы их и не выбираем, но почтением обязаны!

Мир Вам и благословение Божие!

Священник Алексий Колосов

 

 

Вопрос:

Можно ли во время поста отпраздновать с неверующими членами семьи юбилей отца? Наталья.

 

Ответ:

Ваш отказ участвовать в семейном торжестве огорчит Ваших близких. На мой взгляд, нужно поддержать этот праздник, от всей души поздравить близкого Вам человека. Чтобы не нарушить поста, старайтесь кушать постные блюда.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

 

 

Вопрос:

Скажите, пожалуйста, если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна быть постной? (Гости пост не соблюдают)

 

Ответ:

Желательно угощать гостей постной пищей. Но в любом случае мы сами, принимая таких гостей, должны сохранить пост.

Священник Михаил Немнонов

 

Источник http://www.pravmir.ru/post-otvety-svyashhennikov-na-voprosy-o-poste-2/#_Toc247045640

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

КАК ПОСТИТЬСЯ БЕРЕМЕННЫМ И ДЕТЯМ?

 

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, отец 12 детей, председатель редакционного совета портала «Православие и мир"

 

- Батюшка, а правильно ли беременным женщинам ограничивать себя в любимой еде, и вкушать менее вкусную, пусть и скоромную пищу? В частности, читатели вспоминают 8 правило св. Тимофея Александрийского: «жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконеного поста, но подкреплять себя насколько можно и употреблением вина, и умеренной пищей, ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу».

В этом правиле все сказано в соответствии с высокой греческой ученостью: подкреплять себя в пище, ограниченно. Если пищу надо вкушать как лекарство – вкушай, или может быть постом и лечиться не нужно? Более того, это правило не отменяет пост, здесь указана и причина по который мы постимся: мы постимся, чтобы уметь ограничивать свои желания. Но болезнь сама по себе – это ограничение.

 

Конечно, при токсикозе – болезненном состоянии, при плохом самочувствии нужно есть то, что требует организм. Но я хотел бы опереться на достаточно далекий от беременности авторитет: Александра Васильевича Суворова: «плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Каждый солдат должен понимать свой маневр».

 

Для чего ты постишься? Если ты мамочка, твоя задача – родить здорового ребеночка: нужно и питаться правильно, и твое состояние должно быть умиротворенным радостным и оно должно передаваться твоему ребенку. Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить — а то можно, а это? Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство. Если твое сердце мирное, радостное, то подвиг правильный, а если же ты относишься к Богу, как к счетоводу, который считает за тобой, что ты съел, то ты ошибаешься. Но при этом человеку очень просто расслабиться и дать себе ненужные послабления. Для этого нужен и самоконтроль, и церковная жизнь, и опора на советы духовника и людей в этой сфере уже имеющих опыт.

 

- То есть постящемуся нужно пройти между Сциллой и Харибдой того, чтобы и силы не растерять и жертву Богу принести?

- Пост – это не направление в больницу! Надо поститься настолько строго, насколько это реально по силам.

 

Часто верующие начинают поститься чрезмерно: ревность не по разуму, на мой взгляд, связана с утратой традиций.

 

Ограничить себя, особенно беременным женщинам, надо разумно. Например, ограничить от негативных внешних впечатлений, главным источником которых является телевизор, от привычки осуждать, перемывать друг другу косточки. Апостол Павел говорит «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Сол. 5, 16—18).. Если твое состояние такое, твой пост Богу угоден. Если ты неспособен такую радость хранить, то главную задачу поста ты не выполняешь. Но даже если ты как-то себя ограничиваешь, то Господь это вознаградит, Он и намерение целует.

 

 

 

Поститься не во славу свою, а во славу Божию

Протоиерей Игорь Пчелинцев, священнослужитель Нижегородской епархии.

 

Мне кажется, что пост зависит от духовных и физических сил самой женщины. Для женщины воцерковленной, вынашивающей, может, и не первого ребенка, живущей в православной семье при нормальном течении беременности, наверное, можно поститься по уставу (но с рассудительностью, которая предполагается у нормально воцерковленного человека).

 

У людей малоцерковных, не имеющих достаточного опыта христианской жизни, наверное, должна быть другая мера поста. Для начала надо бы подумать об основах – о вере во Христа и о знании Евангелия. А то многие хотят поститься (или не поститься) во славу свою, а не во славу Божию, как говорит Апостол Павел – «ем, во славу Божию ем, не ем – во славу Божию не ем». Не потакать своим желаниям в целом, но и не зашивать себе рот – чувствовать себя и ребеночка.

 

Перед постом попросить благословения у духовника или приходского священника. Просто благословение. Не нужно у духовника утверждать список чего есть, а чего не есть (и в каком количестве) – это просто недостойно нашей церковной жизни.

 

Из задаваемых вопросов мы видим, что часто проблема поста – это, прежде всего, проблема питания, но (как известно) пост это не только воздержание в еде. Постится ум, постится сердце человека, постится язык. Святоотеческое учение призывает в пост совершать дела милосердия и добра, поучаться от Священного Писания, каяться в грехах, молиться усерднее, чем обычно, посещать богослужения (по возможности), причащаться Св. Таин. И наоборот – удаляться от лишних развлечений, суетности ума, праздных разговоров и прочего зла. Все это важнее гастрономии и гораздо важнее в целом для мамы и ее будущего ребеночка.

 

 

Всегда радуйтесь!

Матушка Инна Викторовна Асмус, мать 9 детей, супруга протоиерея Валентина Асмуса

 

Как говорил преп.Серафим Саровский, ешьте, что хотите, только друг друга не ешьте. Вот это и есть наша главная проблема. Я думаю, что беременным следует питаться по науке и нет ничего зазорного в том, если беременную женщину тянет на какой-то продукт и она его ест. Пост — это сугубо личное дело каждого человека. Не нужно только забывать о словах святого апостола Павла: «Всегда радуйтесь, за все благодарите Бога», не нужно пытаться превратить христианство в нечто скорбное.

 

 

Мера поста — индивидуальна

Ольга Дмитриевна Гетманова , воспитала 9 детей. В 2006 г . награждена Святейшим Патриархом Алексием «Патриаршим знаком материнства». Супруга Романа Николаевича Гетманова – известного акушера-гинеколога.

 

Пост при беременности – несомненно, индивидуален: хочешь — ешь мясо, не хочешь – не ешь. Если ты не будешь есть мясо полтора месяца – ни с тобой, ни с ребенком ничего не случится. Ты же не весь год будешь поститься. Я сама люблю картошку – мне и с ней хорошо в пост. Если не можешь без шашлыков – ну и ешь их. И молочное если нужно – ешь. Только объедаться не надо.

Я не спрашиваю у духовника, как конкретно мне поститься во время беременности, но знаю, что он разрешает своим прихожанкам во время беременности в пост молочное.

 

На самом деле, расход белка больше не во время беременности, а во время кормления — вот тогда без молочного туго. Попостишься недельку и чувствуешь, что молока стало ощутимо меньше.

 

Еще один известный факт: во время блокады Ленинграда у совершенно истощенных женщин рождались полновесные дети. Это значит, что все, что им нужно, они сами берут из организма матери. Это у матери могут потом зубы ломаться и волосы выпадать… (Улыбается)

 

Воздерживаться от того, к чему имеешь пристрастие

Матушка Елена Карпенко, мать троих детей, супруга священника Димитрия Карпенко.

 

Для женщины — беременность и есть ее подвиг, та малая жертва Богу, которую она может принести. Поститься нужно по своим силам, потому как, к сожалению, современные женщины не так крепки физически, да и духовно, думаю, тоже. Если между беременностями был маленький перерыв, поститься очень тяжело, знаю по своему опыту.

 

Кушать нужно все, что хочется и ограничить себя лишь в том, в чем нет особой необходимости . Каждая женщина должна сама для себя определить свой рацион, найти «золотую середину». Для меня, допустим, таким ограничением стало воздержание от сладкого — признаться, это моя слабость. Знаю случаи, когда женщины постились на протяжении всей беременности, строго соблюдали пост и рожали при этом крепышей. То есть, если чувствуешь в себе силы и здоровье позволяет, то можно поститься.

 

Пост, это сугубо личное дело каждого… Самое главное не обозлиться на окружающих. Воздерживаться во время беременности нужно не от мяса и йогурта, а от того, к чему имеешь пристрастия. Можно ограничить себя от просмотра телевизора, пустословия. В конце концов, постараться не осуждать, а ведь это гораздо труднее, чем не съесть кусок мяса.

 

Вопросы о питании во время беременности уместней задавать врачу, у которого наблюдаешься. К духовнику все же стоит ходить на исповедь не с вопросами о еде, а с духовными проблемами и переживаниями.

 

Источник http://www.pravmir.ru/post-otvety-svyashhennikov-na-voprosy-o-poste-2/#_Toc247045640

  • Нравится 6
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

~mandarinka~, спасибо родная..)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Супружеские отношения в пост - зачатие якобы больных детей.

 

Вот, что пишут в Канонах Церкви:

69 правило «Правил святых апостолов» за нарушение пищевых запретов без уважительной причины наказывают отлучением от св. Причастия.

 

А о постели сказано: правило № 3 св. Дионисия Александрийского: «Вступившие же в брак сами должны быти довлеющими судиями. Ибо они слышали Павла пишущаго, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве, и потом паки купно быти" (1Кор.7:5).. (Канонические правила Православной Церкви)

 

Нигде в Канонах не приведена такая параллель, что зачатые в постные дни дети будут мучиться :sorry: .

 

Настоятель храма святой мученицы Татианы проиерей Максим Козлов:

Представление о том, что зачатие в постные дни как-то скажется на здоровье или судьбе ребенка, является суеверным, никак не приличествующим православным христианам, тем более сознательным и воцерковленным. Все в руках Божиих, в том числе Ваша беременность и здоровье Вашего малыша;никакой магической связи между временем зачатия и жизнью человека нет. Православным христианам следует с верой и молитвой вверять себя воле Божией, в том числе в отношении здоровья наших детей.

 

И если все-таки интимная близость в таких случаях имеет место, то само по себе зачатие, которое может произойти, не является более греховным, не несет на себе некой особливой печати греха. И суждение, что ребенок, зачатый в эти дни, будет непременно всю жизнь расплачиваться за невоздержание родителей, было бы чрезмерно строгим суждением, которое невозможно вывести из полноты церковной традиции.

http://www.taday.ru/...257/182685.html

 

Протоиерей Димитрий Чеверда:

- Существует мнение, что дети, зачатые в пост, будут особенно грешны или больны. Является ли это мнением Церкви?

Когда родиться человеку, решает Бог. Я не стал бы вмешиваться в Промысел Божий, в тайну Божию о человеке, о его жизни. Нельзя каким-то образом пытаться расшифровать Промысл или выводить, за что Бог наказывает, за что – награждает. Конечно же, надо стараться воздерживаться, но я не склонен запугивать людей. Это не мнение Церкви, думаю, это страшилки.

http://www.ortodox.d...st/cheverda.htm

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

В Социальной доктрине Русской Православной Церкви, принятой на соборе в 2000 году, на тему супружеских отношений во время поста говорится так:

 

«…необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства… заботясь, прежде всего, о сохранении и укреплении семьи». ...что я могу, заключая эту маленькую тему, порекомендовать супругам-христианам?

 

Напомнить, что предпочтение, в любом случае, следует отдавать апостолу Павлу и мнению святых Дионисия и Тимофея («Вступившие же в брак сами должны быти довлеющими судиями. Ибо они слышали Павла пишущаго, яко подобает воздерживатися друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражнятися в молитве, и потом паки купно быти" (1Кор.7:5)), чьи мнения вошли в сборник канонов Церкви, а не мнению незнакомого благочестивого монаха из монастыря, в который вы попали во время паломничества.

 

Далее: разрешите этот вопрос со своим духовником. С посторонними батюшками обсуждать его не следует. Это должен быть именно духовник, то есть близкий вашей семье человек, знающий все обстоятельства вашей жизни. (О том, как обрести духовника, говорить сейчас не буду.)

 

Помните, что сами священники часто следуют (есть у нас такая проблема) не канонам, а традиции, обычаям. И, бывает, не отдают себе отчет, что это противоречит святоотеческому мнению."

http://azbyka.ru/par...st-all.shtml#24

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

В России началась масленичная неделя!

 

P9dtVbk-2mc.jpg

 

Названия недели — масленица, «сырная», мясопустная — указывают на пищу, разрешенную в последнюю неделю перед Великим постом. В масленицу уже нельзя есть мясо, но можно употреблять остальные непостные продукты. Также пост в среду и пятницу отменяется.

 

В среду и пятницу сырной седмицы совершается особое длительное богослужение, подобное великопостному, с многочисленными земными поклонами.

 

Так церковный устав постепенно подводит христианина к Великому посту.

 

 

Ki-VkWckjEk.jpg

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Приглашаю всех на блины!!! Сегодня выходная, с утра вожусь!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Наточка Сашина, я тоже уже напекла стопку.....и всё съела сама :D Никого не пригласила. Эх, эгоизм :girl_cray:

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Настоятель храма святой мученицы Татианы проиерей Максим Козлов:

 

Зачатие в Пост:

 

Представление о том, что зачатие в Великий пост как-то скажется на здоровье или судьбе ребенка, является суеверным, никак не приличествующим православным христианам, тем более сознательным и воцерковленным, как Вы пишете о себе. Все в руках Божиих, в том числе Ваша беременность и здоровье Вашего малыша; никакой магической связи между временем зачатия и жизнью человека нет. Православным христианам следует с верой и молитвой вверять себя воле Божией, в том числе в отношении здоровья наших детей.

 

Церковь наша, руководствуясь словами святого апостола Павла, который призывает супругов, не возлагая друг на друга бремена неудобоносимые, воздерживаться от супружеской близости по взаимному согласию для упражнения в посте и молитве, призывает нас хранить эту меру воздержания в многодневные посты и в особенности в Великий пост, с тем чтобы нам научиться любить друг друга не только с помощью подпорок физических отношений, но и помимо них. Так будет не только в блаженной вечности, так неизбежно бывает в жизни каждой семьи, в период ли ожидания ребенка, в период ли кормления в первые месяцы после родов, в разлуке ли или болезни кого-то из членов семьи. И супружеский пост является очень важным упражнением, чтобы, если такие ситуации в нашей жизни произойдут, нам не оказаться неподготовленными к ним, безоружными перед теми искушениями, которые могут нас тогда подстерегать.

 

Впрочем, предлагая это как норму, церковная традиция, безусловно, учитывает и меру готовности людей к тому, чтобы это воздержание вместить, в особенности если речь идет о семье, в которой один из супругов не воцерковлен или является неверующим, и ему подобного рода воздержание на сегодня и искусительно, и непосильно. Конечно, в этих ситуациях благоразумно позаботиться о сохранении семьи и недопущении искушений, которые могут прийти через вынужденное воздержание при несогласии на него одного из супругов.

 

И если все-таки интимная близость в таких случаях имеет место, то само по себе зачатие, которое может произойти, не является более греховным, не несет на себе некой особливой печати греха. И суждение, что ребенок, зачатый в эти весенние месяцы Великого поста, будет непременно всю жизнь расплачиваться за невоздержание родителей, было бы чрезмерно строгим суждением, которое невозможно вывести из полноты церковной традиции. Впрочем, желая своим детям лучшего, всегда будем, насколько это в наших силах, стремиться и в данной - деликатной - сфере нашей жизни руководствоваться правилами и уставами Церкви, в которых собрана мудрость поколений верующих людей, а не просто некие суровые и кажущиеся нам неудобовместимыми требования.

http://www.taday.ru/...257/182685.html

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

836767.gif

 

2669375.jpg

 

Тут можно посмотреть крупнее 2669375.jpg

 

2669377.jpg

 

2675014.jpg

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

О Посте и пользе его

 

Пост есть оружие для ополчения против демонов. Но пост не нужно ограничивать одним только воздержанием от пищи, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбления, воздержись от нанесения ближнему обид, воздержись от раздражения, от несмысленной скорби, от страха, гнева и т. д.

 

Будешь прощать другим обиды, погрешности, досаждения, излишние беспокойства, и тебе будут прощены твои грехи. Господь будет прощать твои погрешности, и будешь сподобляться от Него великих милостей. Ты простишь немногие грехи ближнему твоему, а тебе Бог простит бесчисленные прегрешения. Ты простишь сто динариев, а Он простит тебе тьму талантов. Итак, не будем слушаться диавола, научающего нас держать в душе зло на ближнего, но будем в простоте сердца прощать ближнему обиды, причиняемые им тоже по наущению диавола.

(схиархимадрит Кирилл (Павлов))

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да постится ум твой от суетных помышлений.

Да постится память от злопамятства.

Да постится воля твоя от злого хотения.

Да постятся очи твои от худого видения: отврати очи твои, чтобы не видеть суеты (Пс. 118, 37).

Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.

Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова.

Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра.

Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклоняйся от зла и делай добро (1 Петр 3:11).

Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.

Святитель Тихон Задонский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас просматривают   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...