Перейти к публикации

Суеверия в православии


Рекомендованные сообщения

Жгучая //, Спасибо! Молодец! Хорошая, поучительная статья, может многие увидят и вразумятся! Хоть малое изменят в жизни!

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

๑♡๑ЖдуЧудоღღღЮДА ๑♡๑, благодарю Вас за похвалу, хотя она не заслужена. предлагаю внести свой посильный вклад, ведь суеверий так много.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И еще немного суеверий о погребении, поминках и т.д.

 

Священник Алексий Плужников: "Пусть земля им будет пухом?" (погребение, поминки, где отпевать)

 

Наверное, нет в нашей жизни ничего, что было бы более мифологизировано, пропитано суевериями, чем смерть человека и обряд его погребения

_______________________________________________________

 

Православное восприятие смерти и погребения тела усопшего кардинально противоположно тому восприятию, которое бытует, к сожалению, в нашей постсоветской стране среди вчерашних атеистов, в одночасье ставших «православными», т.е. прибегающими к Церкви в экстремальных случаях рождения (крещения), болезни и смерти человека. Эти «набеги» на Церковь столь массовы, что породили свою «похоронную» традицию, которая сейчас широко распространена в народном сознании.

 

С православной точки зрения, смерть человека (верующего, церковного, разумеется) есть «успение», засыпание, отсюда и «усопший», уснувший. Смерть есть переход в мир иной, рождение в вечность. Наш усопший дорог нам (ведь он не исчез, не уничтожился, он уснул телом, а душой отправился в дальнюю дорогу, на встречу с Богом), ему очень нужны наши молитвы, церковные заупокойные службы, милостыни, добрые дела, творимые в его память.

 

Тело человека в православной традиции понимается как храм души («разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 Кор.3,16)). Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства – догмата о Воскресении. Мы веруем не в то, что воскреснут наши души (мы знаем, что душа человеческая бессмертна), мы веруем, что при Втором Пришествии Спасителя наши тела воскреснут (где и в каком бы состоянии они не находились) и соединятся с нашими душами, и будем мы вновь целостными.

 

Поэтому и принято в Церкви тщательно подготавливать тело к погребению: обмывать, одевать в чистое, покрывать белым саваном, и хоронить в землю как в постель, где тело спит, ожидая гласа архангельской трубы. Тем самым, заботясь о достойном погребении человека, мы выражаем свою веру в воскресенье. Поэтому и священник надевает на отпевание белые ризы, показывая веру Церкви в этот догмат.

 

Вне Церкви отношение к смерти совершенно иное. Смерть человека есть катастрофа, стихийное бедствие. Приходилось такое слышать: «У нас дедушка умер скоропостижно, неожиданно! Ему 80 лет было…». Несмотря на обращение к Церкви за отпеванием, реально родственники умершего не верят в то, что он «усопший», «покойник» (т.е. тот, кто «в покое», «на отдыхе у Бога»). Покойник для них – это труп, мертвец. Представления о душе – самые размытые. Про душу говорят, но больше потому, что «так принято», на самом деле никто в посмертное существование души не верит.

 

А раз нет веры в вечность и в воскресенье, то есть панический страх перед смертью и всем, что с ней связано. Смерть для неверующих людей – это костлявая старуха с косой, пришедшая за своей добычей, и при этом не упускающая случая попугать живых своим хриплым смехом и огнём пустых глазниц. Что остаётся живым? Поскорее швырнуть ей в пасть её жертву и откупиться чем-нибудь («чем положено»), только бы не думать о её злобном оскале.

 

Где нет веры в Воскресшего Бога, там есть стремление вытеснить смерть (точнее, мысли о ней) на периферию сознания. Страх смерти в обществе находит своё отражение во всей культуре: в литературе, искусстве, кино и проч. Заметьте, что в обществе, где боятся смерти, очень любят юмористические передачи, комедийные, приключенческие фильмы. В литературе ценятся «жизнеутверждающие» жанры: романы о любви, о сексе, детективы. Зато вытесняются из культуры все мотивы, заставляющие задумываться о смысле жизни и смерти. Попробуйте предложить кому-нибудь почитать Достоевского – лакмусовая бумажка, по которой можно проверить, относится ли человек серьёзно к проблеме жизни и смерти, или старается спрятаться от неё («да ну вашего Достоевского, тоска смертная!»).

 

Когда же смерть всё-таки приходит, и в доме появляется покойник, то родственники начинают искать пути, как «правильно» проводить его в последний путь. Соседняя бабушка (которая «всё» знает и в церковь триста лет как ходит) объясняет, «как» и «в какой последовательности» надо действовать. Вот некоторые «бабушкины» советы…

 

«Бабушкины» советы

 

Конечно, всё многообразие бабушкиных советов мне невозможно знать (бабушек много и живут они долго). Приведу лишь некоторые, с которыми самому приходилось сталкиваться.

 

Итак, когда человек умирает, что делают в первую очередь? Правильно: завешивают зеркала. Зачем? Чтобы душа, бродящая по квартире до 40-го дня (запомните: не до третьего, а аж до сорокового! Бедные родственники, хоть с квартиры на полтора месяца съезжай…), не увидала себя в зеркале. Наверное, в обморок упадёт, или застесняется своего неприглядного вида…

 

Это суеверие работает стопроцентно. За четыре года священства я ещё ни в одной квартире не видел, чтобы не было выполнено это золотое правило похорон. На вопрос: «зачем и почему» – все пожимают плечами: «так вроде надо, бабушка сказала…».

 

Правда, есть и положительный момент в этом золотом правиле. Некоторые завешивают и телевизор и не смотрят его 40 дней! Похвальное рвение, нужно посоветовать только ещё годок не снимать занавесочку с телеящика - так, на всякий случай. Кто её, эту душу, знает, вдруг шляется поблизости – может, ведь и испугаться новостей от НТВ…

 

Следующее незыблемое правило: стакан с водкой (для мужчины) или с водой (для женщины) и кусок хлеба (кладут ещё конфеты, печенье). Душа, следовательно, не только гуляет по квартире, она ещё и кушать хочет. Правда, непонятно, почему так мало? Уж тогда все три блюда, да с бутылочкой… (На поминках, кстати, обязательно ставится тарелка с борщом для «нашего дорогого…»).

 

Один священник рассказывал такой эпизод: позвали его на поминки. Сидит он, кушает блин. Вдруг чувствует, все ему в рот смотрят… Стало ему не по себе, сидит, давится… Когда, наконец, доел, то все облегчённо вздохнули – оказывается, если батюшка доест блин до конца, то всё у покойничка будет нормально там…

 

Древние язычники, совершая тризны, всё-таки были последовательней наших современников: по крайней мере, они чётко знали, зачем они совершают тот или иной обряд, всё имело символический смысл. Современные «православные язычники» отличаются крайним скудоумием, когда возникает этот простой, казалось бы, вопрос: «ну зачем, граждане?!».

 

Важным моментом считается вопрос после выноса покойника: от чего (от двери или от окна) «замывать» полы? Не знаете? Ладно, отвечу: полы, граждане, нужно замывать от грязи!

 

Ну, ещё есть мелкие советы о том, что надо после покойника раздавать чашки с ложками; приносить в церковь суп-набор для него; раздавать вещи усопшего. Если покойник снится с просьбами, то надо выполнить эти просьбы буквально: просит одеть – отнести в церковь барахло какое-нибудь. Покушать просит – чая с батоном на канун принести… Но почему же никто не хочет увидеть в этих просьбах призыв помолиться, исправить свою жизнь, стать ближе к Богу, для того, чтобы молитвы за усопшего доходили поскорей? Почему все пытаются откупиться от покойника? Ответ прост: потому что нет веры в рай и ад, и нет любви к усопшему.

 

Да, недавно узнал, что существует ещё важнейший обряд проводов души на сороковой день. Что-то нужно прочитать, со свечкой выйти к калитке, открыть дверь, в общем, совершить таинственные действия, недвусмысленно намекающие душе, что, мол, пора и честь знать, проваливай… ( Другой вариант проводов: нужно на сороковой день в 9 часов вечера открыть окно, чтобы душа плавно выплыла в сторону кладбища…)

 

Самое печальное то, что суеверия эти живучи настолько, что складывается впечатление, что мало кто из священников борется с ними. Практически всегда я слышу от людей на отпевании: «батюшка, мы первый раз это слышим от вас!». Священники не проповедуют на отпевании, не объясняют людям, что это не безобидные народные традиции, а традиции, противоречащие православной вере. Но многие священники предпочитают молчать и не связываться. А некоторые (особенно «советские») попы ещё и сами способствуют распространению мракобесия, иначе не назовёшь.

 

Рассказ одного архиерея: «На днях получил донос: прихожане жалуются на своего настоятеля, обвиняют батюшку в самом жутком грехе, какой только может быть… Пишут, что их батюшка душу в рай не пустил. Создали комиссию, послали разбираться. Выяснилось, что на этом приходе до той поры служил священник с Западной Украины, довольно ремесленно относившийся к своему делу. При нём там сформировалась такая традиция: после отпевания покойника выносят из храма, ставят в церковном дворе, запирают ворота, ведущие с территории храма на улицу, выносят стакан с водкой, и батюшка должен эту водку выпить, а затем бросить стакан в железные ворота со словами: «Эх, понеслась душа в рай!». После этого ворота распахиваются, и гроб уносят на кладбище. А новый батюшка, молодой, после семинарии, шибко грамотный оказался – и не стал этого делать. Прихожане обиделись и написали донос…». (Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. Саратов, Изд-во Саратовской епархии, 2006.)

 

Было бы смешно, если бы не было так грустно. Стоит ли удивляться, что нормальные мыслящие люди, молодёжь за версту обходят храмы, где живёт тёмный, удушливый дух «православия от бабы-яги»…

 

Одним из порочных советов, исходящих от попов, является настойчивый совет освятить квартиру после покойника, «почистить». Конечно, понятно желание попа заработать лишнюю сотню на людском горе… Но ведь таким образом создаётся языческое учение о том, что покойник – это скверна, гадость, после которой надо освящать жилище. Мощи святых лежат в раках в храмах и источают токи исцелений и благодати, а мощи наших православных усопших – это, почему-то, осквернение наших жилищ! Это очень важный вопрос и, думается, стоило бы применять строгие дисциплинарные меры к таким попам, распространяющим «православное» язычество.

 

Один «ревностный» поп (30 лет прослуживший в сане!) даже требовал у молодого настоятеля, чтобы тот «окроплял крещенской водой лавки, на которых стоял гроб с покойником, чтобы не было болезней у тех, кто потом будет садиться на эти лавки»! А потом мы ещё удивляемся, почему у нас народ такой суеверный… Каков поп - таков приход.

 

Откуда есть пошла… погребальная земля?

 

Разговор в храме: «У нас бабушка умерла. Нам сказали, что её надо земельке предать. Можно у вас земли купить?..».

 

Думаете – нельзя? Ещё как можно! В некоторых храмах она уже кучками лежит запасённая, ждёт своих упокойничков. Главное, денежки уплати, и тебе тут же молча выдадут «предание земле». И можешь идти с чувством выполненного долга…

 

Не правда ли, повсеместная ситуация? Вот только задумываются ли люди (да и сами священники, практикующие подобное): зачем нужна эта земелька?

 

Откуда пошёл этот «земельный» обряд? В России до 1917 г. практически на каждом кладбище был храм, совершенно обычным делом было то, что православного человека отпевали в таком храме. После отпевания священник шёл вместе со всеми к могиле, и когда гроб опускали в могилу, священник брал лопатой землю и бросал её на гроб, читая молитву: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Тем самым, это символическое действие показывало всем окружающим, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся. То есть: задумайтесь о бренности своего бытия. Всё. Нет другого смысла, кроме символического напоминания живым о смерти.

 

В советское время ситуация осложнилась. С храмами, да и со всем остальным, касающимся православного погребения, стало проблематично. Возникло заочное отпевание, после которого выдавалась освящённая земля для того, чтобы верующие родственники могли сами совершить этот символический обряд, напомнив себе о ждущей всех нас участи.

 

Но в дальнейшем в связи с катастрофическим уменьшением и верующих, и грамотных священников, это действие превратилось в самодостаточное, оторвалось от своего назидательного, педагогического символа, и стало бессмысленным и вредным. Сама земля стала считаться главным моментом, заменяющим даже отпевание.

 

К примеру, в современной брошюре, изданной Сретенским монастырём, читаем:

 

«Над гробом возглашается «Вечная память». Священник посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище, если туда усопшего сопровождает священник. (с.26)

 

(..) В наше время часто случается, что храм находится далеко от дома усопшего, а иногда и вообще отсутствует в данной местности. В такой ситуации кому-либо из родственников почившего следует в ближайшей церкви заказать заочное отпевание, по возможности в третий день. По его окончании священник даёт родственнику венчик, лист бумаги с разрешительной молитвой и землю с панихидного стола.

 

(..) Но бывает и так, что усопший погребается без церковного напутствия и спустя длительное время близкие всё же решают его отпеть. Тогда после заочного отпевания земля крестообразно рассыпается на могиле, а венчик и молитва либо сжигаются и также рассыпаются, либо закапываются в могильный холм.(с.26-27)

 

(..) Если отпевание бывает до кремации (как и положено), то икону из гроба надо убрать, а землю рассыпать по гробу. Если отпевали заочно и урну подхоранивают в могилу, то земля крестообразно рассыпается по ней. Если же урну помещают в колумбарий, то погребальную землю можно рассыпать по любой могиле христианина, как обычно, с чтением Трисвятого. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом.(с.32)». («В путь всея земли». М., Сретенский м-рь, 2003).

 

И всё. Ни слова, объясняющего смысл этих земельных перемещений. Читая этот текст, я могу сделать только один вывод: главное – земелька и колдования со «сжиганием» и «закапыванием». Особенно дико выглядят советы рассыпать земельку на чужие могилы! Ну зачем?! Кому это надо? Усопшему? Глубоко сомнительно. Родственникам, которые будут тупо копаться в чужих могилах, рассыпая пепел и думая, что они совершают удивительно разумные действия? Или священникам, получающим доход от торговли землёй и не желающим объяснить людям, что усопшему нужны только наши молитвы и добрые дела, исправление нашей жизни, наше приближение к Богу?..

 

И всё же, можно спросить: а что же делать, как ломать устоявшуюся ложную традицию? Проповедью, неустанным объяснением людям (и на отпевании и вне него), что главное – это духовное (молитва, покаяние, исправление жизни), а всё материальное (земля, венчик, саван, свечи и т.п.) – вторично, имеет только символическое, педагогическое значение, и становится бессмысленным в отрыве от разумного понимания данного действия.

 

Где отпевать?

 

В православной дореволюционной России этот вопрос даже не поднимался. Любой православный христианин отпевался или в своём приходском храме, к которому он всю жизнь был приписан (поэтому-то и были полны такого глубокого смысла слова разрешительной молитвы, которые произносил духовник усопшего: «Чадо, прощаются тебе грехи твои»; и поэтому так бессмысленны они сейчас, когда священник первый раз видит человека уже умершим) или в кладбищенском храме. Отказ родственников отпеть усопшего в храме мог быть расценен как акт отречения от своей веры. Заочное отпевание было возможно только в связи со смертью человека «на стране далече» (в море, на войне).

 

В советское время (довоенное особенно), разумеется, основным способом отпевания верующих людей (а неверующих не отпевали) из-за гонений стало заочное отпевание, в лучшем случае – на квартире.

 

Но ко времени перестройки и к нашим временам ситуация серьёзно изменилась. Стали отпевать всех подряд, по «традиции» (лишь бы был номинально крещёным), а у умирающих верующих бабушек в основном оставались неверующие родственники. И вот сейчас, когда церковная жизнь стабилизируется, возникают многие сложности с отпеванием.

 

Умирает человек. У родственников возникает проблема выбора: как и где отпевать? Есть варианты: заочно (за земелькой сходить) – самый простой и распространённый вариант; позвать батюшку на дом – накладно, но солидно; повезти в храм – почти нереальный вариант, особенно благодаря грабительской политике погребальных контор, которые дерут огромные деньги за каждую минуту простоя.

 

В Церкви сейчас наблюдается попытка возрождения старых традиций отпевания только в храмах, даже жёстче: только в кладбищенских храмах. Традиция эта сама по себе, разумеется, законная. Вот только мёртвая. Такая традиция будет реально жить только в православном государстве, где подавляющее большинство граждан осознают эту традицию как свою. Мы же, получается, навязываем нашу традицию неверующим людям. Бабушка умершая – она-то верующая, и ей хотелось бы, чтобы её отпели в храме, вот только мы забываем, что цель её родственников – побыстрее и, главное, без лишних расходов избавиться от старушки. Поэтому они пойдут по пути наименьшего сопротивления: или купят земельку, или погребальная контора наведёт на них какого-нибудь «автономного» попа-расстригу, подрабатывающего на религиозной безграмотности народа. В лучшем случае, они всё же завезут старушку в кладбищенский храм, где старушки эти давно поставлены «на поток». (Отцы кладбищенские, не обижайтесь, не про всех говорю!).

 

Знаете, сколько длится нормальное отпевание, по полному чину? Около двух часов. Обычно же служат сокращённо – около получаса. А вы когда-нибудь видели отпевание за двенадцать минут? Я видел. Я видел, как оскорбили глубоко верующего усопшего человека (умершего через несколько часов после очередного причастия), когда поп (как его ещё иначе назовёшь?!), что-то бормоча себе под нос и буквально бегом обмахал кадилом всё, что ему казалось нужным обмахать. Это называлось отпевание «по-кладбищенски». Вот в чём главная беда отпеваний в кладбищенских храмах: полное равнодушие священника (не всех, конечно!) к очередному (двадцатому за сегодня) покойнику. Такое «отпевание» только способствует отторжению людей от Церкви.

 

Поэтому, в нашей сегодняшней ситуации наиболее реальным представляется отпевание на дому. С одной стороны, это уход от покупки земельки. С другой стороны, неверующие люди смогут хоть полчаса у себя дома в привычной обстановке прикоснуться к красоте православного заупокойного богослужения. И самое главное: проповедь. Именно в момент проводов усопшего люди наиболее открыты к слову священника, наиболее способны задуматься о бренности своей жизни. Нельзя лишать их этой возможности. У них ещё нет сил переступить порог храма, а священник как миссионер, на законных правах придёт в их дом и что-то скажет о спасении души.

 

Конечно, прекрасно, когда люди понимают необходимость отпевания в храме, но когда этого нет, то лучше пойти им навстречу (им, а не их земельным суевериям!), войти к ним в дом и показать, что священник – это не придаток ритуальных услуг (многие в этом уверены), а человек, поставленный Богом на утешение скорбящих и вразумление заблудших.

 

Заключение

 

Однажды на отпевании я долго говорил проповедь, рассказывал о важности для усопшего всего духовного (молитвы, добрых дел) и неважности всего внешнего (земельки, завешивания зеркал и проч.). Объяснил, в чём смысл «земельки». В ответ одна интеллигентного вида тётушка мне заметила:

 

-Это вы всё, конечно, правильно говорите, хорошо. Одно только нехорошо: зря вы земельку-то в дом занесли, не положено.

 

А на мой вопрос: откуда у неё такие глубокие познания в богословии, она, не смущаясь, ответила:

 

-Как откуда? Из церкви, разумеется, оттуда мы это слышали!

 

Что я мог ей ответить? Да, на нашу беду, люди приносят суеверия из наших храмов. Конечно, нечасто виноваты в распространении невежества сами священники (хотя и бывает), виноваты чаще всего бабулечки, «главные по подсвечникам» и по «правильному» благочестию. Но, а где же в это время священник, почему его нет в храме? Почему вместо дремучих язычниц в храме не дежурят молодые знающие ребята, которые в отсутствие священника могут в чёткой и доступной форме объяснить приходящим элементарные понятия православной жизни?

 

И, конечно, опять повторюсь: очень важна проповедь, не только с амвона, но и везде – на требах, на огласительных беседах, и просто на лавочке около храма. И очень важно, чтобы все священники так поступали, ибо только тогда есть надежда, что вера у нашего народа будет православной, а не «бабушкиной».\

Источник http://www.psevdo.ne...es&in=view&id=9

Изменено пользователем //mandarinka//
  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Жгучая //, //mandarinka//, спасибо девочки действительно полезная темка :flower: :flower: :flower:

Изменено пользователем tatischka
  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Мариночка, а ты слышала о том, что сегодня (День усекновения главы Иоанна Предтечи) нельзя есть круглое и резать ножом продукты это церковные правила или народные выдумки?

Изменено пользователем ~mandarinka~
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Kotik28, Оль, сегодня просто строгий пост, все остальное околоцерковные суеверия :sorry:

 

Еще распространены поверья о том, что в день Усекновения главы Предтечи нельзя вкушать пищу круглой формы и использовать рубящие и режущие предметы – эти суеверия, к сожалению, широко распространенное среди малоцерковных людей, не имеют никакого основания в традициях Церкви, им не следует придавать никакого значения.

Изменено пользователем ~mandarinka~
  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, это суеверие жуть какое живучее.

 

В воскресенье во время проповеди присела на скамеечку, рядом женщина и мужчина пожилые. Она ему говорит, "о вторник приходите с утра, служба будет, день постный. А потом добавляет, только нож в руки не берите и круглого ничего не режьте, грех большой :girl_nelzya:

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

только нож в руки не берите и круглого ничего не режьте, грех большой

:D :D :D Меня это так улыбает, ну неужели люди так в это верят! :D :D :D

 

И этот день служится Всенощное бдение: верующие проводят день в молитве, стараясь отогнать от своего сердца раздражение и злобу на ближнего.

 

Дочь Иродиады Саломия исполнила такой бесстыдный танец, что помрачилось сознание Ирода, и он бросил к ее ногам все – любое ее желание будет исполнено!

 

И верующие исключают из своей жизни в этот день шумные веселья, в этот день не совершается и Таинство Венчания.

 

Ломились столы от изысканных мясных яств, полнились чаши вином, мутился рассудок, и в шуме пиршества звенели слова Саломии: «Дай мне на блюде голову Иоанна Крестителя».

 

В Церкви этот день – строгого поста, не вкушается мясо, молочные продукты, рыба. Цель однодневного поста в этот день – напомнить о том, к каким страшным последствиям приводит страсть невоздержания.

 

«Не будем мы сообщниками чревоугодия Ирода, — напоминает нам Типикон (церковный устав). — Как можем мы почтить Усекновение Крестителя? Будем есть мясо или другую изысканную пищу? А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне — ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьем? А он не пил ни вина, ни другого питья мирского. Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды (стручки рожкового дерева, по другим источникам — род съедобной саранчи) и дикий мед. Вместо чаши - пригоршни воды, текущей из камня. Поэтому проведем этот день в посте и молитве»

 

Но настоящий смысл этого дня и тех трудов, которые берут на себя верующие, часто забывается: в народе распространяются суеверия. Распространены поверья о том, что в день Усекновения главы Предтечи нельзя вкушать пищу круглой формы и использовать рубящие и режущие предметы – эти суеверия, к сожалению, широко распространенное среди малоцерковных людей, не имеют никакого основания в традициях Церкви, им не следует придавать никакого значения.

Источник http://www.pravmir.r...vnye-sueveriya/

Изменено пользователем //mandarinka//
  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

mandarinka

эти суеверия, к сожалению, широко распространенное среди малоцерковных людей

Да вот, видишь, не только у малоцерковных. "Моя" бабушка была похожа на завсегдатая, т.е. постоянную прихожанку :D Хотя не будь у меня интернета, я бы может тоже переняла такой "опыт".

 

 

Цель однодневного поста в этот день – напомнить о том, к каким страшным последствиям приводит страсть невоздержания.

Не знала такого, надо будет запомнить. Спасибо, Мариш!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Моя" бабушка была похожа на завсегдатая, т.е. постоянную прихожанку

Лен, вот потому и говорят, что если возник какой-то вопрос, обращайтесь всегда к батюшке, а бабушек слушать не нужно!!! :D :D :D;)

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 месяца спустя...

СУЕВЕРИЯ И ВОПРОСЫ О БОГОЯВЛЕНСКОЙ (КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЕ)

 

- В который день брать святую воду, 18 или 19 января?

 

- Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18, и 19 января. Поэтому нет разницы, когда Вы возьмете воду — 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской.

 

Благодатные свойства Крещенской, или Богоявленской, воды описываются в чине Великого освящения. Из этого чина следует, что для верующих людей святая вода становится «благодатию избавления, источником нетления, даром освящения, разрешением грехов, исцелением недугов, всегубительством демонов, сопротивным силам неприступной и ангельской крепости исполненной…»

 

Вместе с тем издавна с Богоявленской водой связаны определенные суеверия. Помимо древних суеверий, в последнее время прямо на глазах рождаются новые. Еще 15-20 лет назад никто из верующих не слыхал, что воду на Крещение обязательно надо брать в семи храмах. Бессмысленность этого очевидна. Выходит, что человек привык смотреть на храм как на бюро ритуальных услуг. Заплатил деньги, получил без всякого духовного напряжения ту или иную услугу. А поскольку в магазинах всё продают на вес, то и к святыне человек относится как к весовому товару.

 

Многие считают, что в ночь с 18 на 19 января можно не ходить за святой водой в храм, а достаточно набрать ее из водопровода, якобы вся вода имеет в эту ночь целительную силу. Но разве «комфорта» ждет от нас Спаситель? Для того ли был установлен Им и святыми апостолами праздник Богоявления? Он установлен, прежде всего, для того, чтобы мы могли действительно приобщиться к благодати, открывшейся в этот день две тысячи лет назад на Иордане… Дар освящения, которое подается нам и через святую воду нельзя получить, сидя в этот день дома, на диване, перед телевизором.

 

Купание на Крещение стало почти обязательным обычаем. На Востоке действительно существует такой обычай, основанный на примере палестинских паломников, купающихся в Иордане во всякое время. Там это безопасно для богомольцев, поскольку на востоке не бывает таких морозов, как у нас. У нас же купаться в проруби на Крещение — значит требовать от Бога чуда и пренебрегать своей жизнью и здоровьем, что граничит с грехом, и Святая Церковь никогда не поощряла этого обычая. Во всяком случае, он не является обязательным и желательным с церковной точки зрения.

 

В Древней Руси на Крещение купались те, кто занимался на святках гаданием, ряжением, суеверно приписывая такому купанию способность очищения от этих грехов. Во что превращаются крещенские купания в наше время, стыдно и говорить: толпа пьяной молодежи, мат, курево, спиртное… Верующему человеку там делать нечего.

 

Самое главное же в день праздника Крещения Господня быть на Литургии в храме. Что же касается традиции народных купаний, то нужно помнить, что эта традиция не имеет общеобязательного значения, ей не обязан следовать каждый и, конечно, ошибочно думать, что праздник не состоится без такого купания.

 

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное — это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день — это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

 

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ. К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам.

 

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

-------------------------------------------------

 

- В день Крещения Господне окунувшись в ледяную купель или облившись водой можно ли считать себя крещенным и носить крестик?

 

Нет, окунания в прорубь и обливания недостаточно для того, чтобы считать себя крещенным. Необходимо прийти в храм, чтобы священник совершил над Вами Таинство Крещения.

=========

 

- Правда ли то, что если некрещеный человек придет в церковь 19 января и отстоит всю службу, то после этого он может считать себя крещенным и может носить крестик и ходить в церковь? И вообще может ли некрещеный человек ходить в церковь?

 

- Некрещеный человек ходить в Церковь может, но участвовать в церковных Таинствах (исповеди, Причастия, венчания и др.) ему нельзя. Для того, чтобы стать крещеным необходимо, чтобы над человеком было совершено Таинство Крещения, а не присутствие на богослужении в праздник Крещения Господня. Подойдите после богослужения к священнику и скажите ему, что хотите принять Крещение. Для этого необходима Ваша вера в Господа нашего Иисуса Христа, желание жить по Его заповедям, а также некоторые знания о Православном вероучении и Православной Церкви. Священник сможет ответить на Ваши вопросы и помочь подготовиться к Таинству Крещения.

=========

 

- Можно ли добавлять святую воду при купании ребенка и потом ее сливать?

 

-При купании ребенка святую воду в ванну добавлять не надо: ведь святая вода может выливаться только в особое, не попираемое ногами, место. Лучше давайте ребенку святую воду пить, а также регулярно причащайте ее Святых Христовых Таин.

=========

 

- Можно ли выбросить стеклянную бутылку, в которой хранилась святая вода, в мусорный бак? Если нет, то, что с ней делать?

 

- В этой бутылке лучше и в дальнейшем хранить Святую воду, но если это не получается, тогда ее нужно высушить, а потом можно выбросить.

===========

 

- Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

 

- В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

===========

 

- Можно ли окатиться святой водой, если сглазила цыганка?

 

- Святая вода – это не вода для купания, а вера в сглаз – это суеверие. Святую воду можно пить, ей можно окропиться, окропить дом, вещи. Если будете жить по заповедям Божиим, часто посещать храм для исповеди и причастия, молиться и соблюдать установленные Церковью посты, то Сам Господь будет хранить Вас от всего дурного.

===========

 

- Может ли Благодать Божья уходить из святой воды и освященных предметов из-за наших грехов или это невозможно? как избавляться от злого и негативного?

 

- Все зависит от того, как человек относится к святой воде и освященным предметам, с благоговением ли он хранит полученную святыню. Если да, то нет повода для волнения, благодать, полученная при освящении, пойдет человеку на пользу духовную и телесную. А чтобы Господь хранил от всякого зла, надо жить по заповедям Божиим.

===========

 

- Зачем освящают воду?

 

- Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.

 

В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…».

============

 

-Как пользоваться святой водой?

 

- Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в

самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.

 

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

 

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

Святую воду принято употреблять с молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

 

Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время.

Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

  • Нравится 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Лиза, Лен, какая ты умничка!!! :class: :class: :class: Молодец, что суеверия про крещение выложила!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...
  • 1 месяц спустя...

Девочки, Petty в другой теме ссылочку на интересную статью про суеверия дала, а я решила и вас с этой статьей познакомить, потому что статья и правда очень хорошая.

 

Церковные суеверия

Удивительно, но факт: для Церкви, которая обязана бороться с предрассудками, эти самые предрассудки являются одной из самых серьезных проблем, и связаны они ни с чем иным, как с церковным преданием. Со времен князя Владимира Церковь обличает суеверия, пишутся книги, но, к сожалению, многим из прихожан больше нравится доверять устным источникам информации – нашим незабвенным бабушкам, и что примечательно: «духовными чадами» этих бабушек становятся люди образованные, интеллигентные. Значит, любовь наших людей к суевериям просто безграмотностью не объяснить, здесь все гораздо сложнее. Так что же у нас в Церкви религия, а что миф? И чем религия и миф отличаются друг от друга?

 

Для человека характерно стремление к духовной жизни, жажда богообщения есть у каждого, независимо от национальности, возраста или профессии. Но если человек лишен знания о богооткровенной религии, то его дух начинает работать «в автономном режиме», и естественное религиозное чувство начинает синтезировать свою религию. Иногда это бывает массово, иногда индивидуально, продолжительно или кратковременно.

 

Бог же не утесняет свободу. Но истинную религию придумать невозможно – она дается непосредственно Богом в Откровении. В дохристианский период такой религией было ветхозаветное иудейство, но суеверия предрассудки встречались и там: это постоянное стремление впасть в идолопоклонство, и другая крайность – часто осуждаемые Христом предания старцев. (Мк. 7:3, Мф 15:3).

 

Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во чтобы он не верил – он язычник, язычество пронизывает все сферы его жизни, его мировоззрение, особенно на уровне быта. Лишенное религиозной составляющей, язычество трансформируется в идеологические и социальные формы, вспомним хотя бы советское время: религии, в обычном понимании этого слова, не было, а культ остался: вера в «светлое будущее» заменила чаяние жизни будущего века. Язычество – это психология, это когда духовность подменяется душевностью, это и есть состояние души без Бога. Такое, как не странно, часто можно наблюдать и в церковной ограде.

 

Родная сестра язычества – магия, т.е. стремление человека подчинить себе духовный мир, быть как Бог (Быт. 3:5). Вот что об этом пишет о. Александр Мень: «Для мага радости мистического богообщения - пустой звук. Он ищет только достижения могущества в повседневной жизни – на охоте, земледелии, в борьбе с врагами этот антагонизм оставался даже тогда, когда магия стала переплетаться с религией. Магизм ждет от Неба только даров, природу он хочет поработить, в человеческом обществе он воцаряет насилие. Племя и власть становятся над духом. Человек, сливаясь с родом, попадает под гипноз коллективных представлений». Таким образом, в основе магизма лежит принцип: «ты – мне, я – тебе».

 

Такое отношение к Богу зачастую можно наблюдать у наших современников, помните пословицу: «гром не грянет – мужик не перекрестится». Ох, как часто мы ведем себя именно так, а в католической церкви это вообще норма.

 

Люди бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается в полной уверенности в том, что все проблемы в жизни происходят из-за того, что их «испортил» соседский колдун. С тем же успехом такие товарищи обращаются ко всевозможным «бабкам» и экстрасенсам.

 

Другая крайность это когда ритуал является не религиозным, а чисто психологическим понятием без глубокой духовной составляющей. Такие люди ходят в церковь «поплакать». Приходилось видеть как какая-нибудь дама после слезной «молитвы» и воздевания рук горе совершенно ничего не могла сказать на исповеди, аргументируя это тем, что у нее «нет грехов». А когда я отказался ее причащать, все ее «благочестие» улетучилось, и на меня обрушился целый поток негодования. Для нее священник и церковные правила – ничто. Она пришла в храм «потреблять» благодать, ничего не давая взамен.

 

Возвращаясь к теме «свечного благочестия», не могу не заметить, что для многих людей элементарнейший акт возжигания свечей в храме является, чуть ли не самым основным в их духовной жизни. ( Это все равно, если бы человек, желающий купить ювелирное изделие, ограничился бы только тем, что выкрутил бы в ювелирно магазине дверную ручку и, по уши довольный, даже не заходя в магазин, отправился бы домой, гордясь приобретением). Боже упаси кого-нибудь передать свечку левой рукой, или переставить ранее поставленные кем-нибудь свечи. Это моментально вызовет бурю гнева, и посягнувший на чужую свечу может быть даже обвинен в колдовстве.

 

Многих прихожан надо просто «купать» во время водосвятного молебна, слова «капля освящает море» не для них – дескать, меня водой облили – теперь и здоровье будет, и грехи простятся.

 

К сожалению, несвободны от суеверий и предрассудков некоторые представители духовенства. Так, известно, что в некоторых селах существует обычай: когда наступает время какой-нибудь односельчанке рожать – священник спешит в храм отверзать Царские Врата, кощунственно ассоциируя их с женским лоном, чтобы обеспечить удачные роды, Это так называемая гомеопатическая (подражательная) магия, Так у колдунов Вуду тряпичная или глиняная кукла ассоциируется с самим человеком, на которого распросраняется вред, нанесенный кукле.

 

Бывают священники, которые запрещают прихожанам причащаться в двунадесятые праздники без особой мотивации – все вы, мол, недостойны сегодня, забывая о том, что Евхаристия – центр христианской жизни.

 

В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманнию – поиск старцев, а если быть точнее - вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении. Тем более, что сейчас мы переживаем время очередного эсхатологического психоза в виде ИННенизма и авторитет т. н. «старцев», которые противопоставляют себя и свою доктрину Церкви и ее учению.

 

Сюда же можно отнести и технофобию – страх перед прогрессом. По мнению технофобов компьютеры, банкоматы, сотовые телефоны и т. п. суть бесовщина. «Старец», боязнь техники и отождествление ИНН с «печатью» антихриста обычно идут рука об руку.

 

Стоит упомянуть еще т.н. церковный национализм. Например, некоторые считают, что нельзя читать книги некоторых православных богословов только под предлогом того, что у них нерусские фамилии (Керн, Мейендорф, Шмеман, Блюм), во всем непонятном видятся происки врагов Православия, загнанного в рамки одной Поместной Церкви. Таким образом, психология «мелкого лавочника» заменяет соборное сознание. Не приемлются даже ничтожные отличия в традициях между разными приходами: «…а вот в нашей церкви всегда выносят обеденные записки на молебен!».

 

Мне, как священнику, чрезвычайно часто приходится сталкиваться с целым комплексом суеверий, которые можно объединить под названием некрофобии – боязни покойников и всего, что с ними связано. Этот первобытный магический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти.

 

Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали ноги и руки, в тщетной надежда, что эти предметы помогут им в богопротивных делах. Не отстает от колдунов и родня покойного. После поднятия гроба они переворачивают табуретки, на которых гроб стоял, чтобы никто из живых не сел на них. Зеркала и другие отражающие поверхности завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного, а землю после заочного отпевания боятся нести домой. Зато никто не боится превращать поминальный обед в вакханалию.

 

Конечно же, я перечислил не все суеверия и предрассудки, которые надежно прописались в церковном быту. Я не упомянул еще суеверия связанные с Причастием, то, что оно лучшее средство от болезней желудка и повышает гемоглобин. А то как «надо» причащаться и что делать до и после этого – тема для отдельной статьи.

 

Важно другое: люди ищут в христианстве магию, житейскую пользу, не стремясь очистить свою душу и посвятить свою жизнь Богу, как того требует Православная Церковь. Конечно, в этом есть доля пастырской вины. Священники сами часто недостаточно хорошо объясняют прихожанам основы Православной веры. Но я уверен, что если человек верит во Христа, то он стремиться как можно глубже и подробнее узнать о своей вере, как истинно любящий человек желает знать все о предмете своей любви.

 

Поэтому лучшее лекарство от лжи и заблуждений – это любовь к Богу, к Его святому закону и к Церкви как вместилищу Божественной благодати, а любовь эта достигается через покаяние, осознание собственно греховности. Каждому верующему необходимо понять, что он сам в силу своей греховности является причиной своих духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по соседству. Вот осознание своей греховность – самое неприятное, но и самое необходимое в жизни христианина. Именно этой неприятности многие бегают как от огня.

 

Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но христианство – это религия спасения. Об этом забывать нельзя. Сон духа способен породить еще больших чудовищ, чем сон разума.

Иерей Александр Пикалев

источник http://www.pravoslavie.ru/polemika/5749.htm

  • Нравится 6
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

//mandarinka//

 

Я тоже верила в во всю эту чушь, как сегодня написали про куличь, только я фикус сажала и тоже какую то молитву вроде читала уже точно не помню, тоже кто то посоветовал, вот теперь даже как то на душе когда об этом вспоминаю плохо. Когда внимательно библию прочитала поняла что во всё это верить не надо, это грех и не какое отношение к богу не имеет. Очень надеюсь что мне не фикус помог и он тут не причём. Самое главное чтоб это на моих близких никак не повлияло, это мой грех. Вот такие у меня теперь переживания. Но я с стараюсь с собой бороться. Лишь бы на близких это не повлияло, повторюсь

 

А всё это от безграмотности нашей.

И что самое главное что с верой в бога легче жить

 

А если во всякую ерунду верить ох как плохо, то кошка пробежала и т.д. и т.п.

 

Конечно кто ищет тот всегда найдет и прочтет что ему нужно, но мне кажется что с современными средствами связи церкви нужно быть на передовой и побольше бы передач на телевидении посвящённых именно этому и в нужное время, может когда нибудь получится повернуть людей к богу

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Конечно кто ищет тот всегда найдет и прочтет что ему нужно

Это точно...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Дошло до такого что я делаю всё наоборот, к примеру когда мама говорит не оставляй ножи на ночь на столе потому что с ними черти играются :Crazy: , я если вспомню об этом то их специально не убираю, когда вернусь домой что нибудь забыв и если кто говорит посмотри в зеркало а то пустая дорога будет я специально не смотрю, а на днях я в сбербанке споткнулась мужчина это увидел и серьёзно говорит вернись а то пути не будет, я подумала ещё чего и т.д. и т.п. Конечно это глупости всё, но самое главное ничего дурного не происходит и чертей играющих с ножами я ни :Crazy: разу не видела. Хотя наверное это иногда людей раздражает, что кто то не придерживается их точки зрения унаследованной ими ещё бабушками, откуда интересно у бабушек такие глупые знания

 

Конечно старость нужно уважать, но мне всё равно интересно откуда всё это берётся (суеверия, магизм особенно после 70 лет почти массового безверия) и втюхивается молодые головы?

 

И что самое интересное перелицовываеться на современный лад, ну если ещё от славян язычников, то у них вряд ли фикусы были?

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ALENA-APK, Может и правда со времен князя Игоря все эти суеверия идут, кто знает... Ведь Русь тогда языческая была, вот может и наложились какие-то языческие суеверия на православие, в смысле из уст в уста бабушками в молодые головы вбивается :D :D :D Я не знаю, правда, откуда это все взялось :sorry: Завтра покопаюсь в этом, может что и нарою, поделюсь с народом ;)

Изменено пользователем //mandarinka//
  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не знаю как в других странах но у нас это приобретает страшный масштаб сколько сейчас телепередач про экстрасенсов, магов, целителей и т.д. А периодики та эту тему побольше в несколько раз чем религиозной литературы. Без веры жить нельзя (нужно жить с богом) но иногда мне кажется, чем так верить лучше бы вообще был атеизм. Хотя наверное это звучит ужасно, но так жить тоже нельзя, может через эти тернии мы придём всё таки к богу

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Без веры жить нельзя (нужно жить с богом) но иногда мне кажется, чем так верить лучше бы вообще был атеизм.

Скорее всего, не существует истовых атеистов (или просто я не встречала), большинство неверующих людей все равно верят в какого-то своего бога... :sorry: Ведь и в статье об этом говорится:

 

Для человека характерно стремление к духовной жизни, жажда богообщения есть у каждого, независимо от национальности, возраста или профессии. Но если человек лишен знания о богооткровенной религии, то его дух начинает работать «в автономном режиме», и естественное религиозное чувство начинает синтезировать свою религию.

Т.е. люди стремятся к Богу, но в силу того, что они Его не знают, да и не особо хотят узнать, то начинают придумывать что-то свое, ведь жажда богообщения-то есть... Вот тут и появляются маги, целители, заговоры, оккультизм, мантры, и т.д. и т.п. Не может человек без богообщения, вот подсознательно и ищет его, только не там, где надо :sorry:

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

//mandarinka// Очень интересно, может оно так и есть и поэтому у нас сейчас вера в экстрасенсов, магов и др. так и расцвела пышным цветом, потому что люди не такие плохие в основном, а просто в своей безграмотности и незнании ходят как слепые котята по всяким бабкам и дедкам и считают что они идут правильным путём . Я же тоже очень долго считала, что то, что говорят более взрослые (о суеверие) это правда очень многого не знала к примеру о покаянии хотя и сейчас наверное очень многого не знаю, пока однажды не решила всё таки узнать что же в библии написано

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Несмотря на то, что русский народ принял Православие уже более тысячи лет назад, он еще хранит в своей памяти множества неписаных и довольно странных ритуалов, которые иначе, чем языческими, и не назовешь. Эти нелепые и бессмысленные, а то и душевредные обычаи передаются из поколения в поколение и исполняются иногда с большим усердием, чем церковные Таинства и обряды. В ХХ веке, когда прервалась нить церковного предания, языческие суеверия и ритуалы, негласно поощряемые советской властью, распространялись повсюду. И сегодня многие из нас исполняют их, даже не задумываясь об их смысле и о том, какую опасность для души они в себе таят.

 

 

Слово "суеверие" образовано от славянских "суе" - напрасно и "вера", и буквально означает напрасную, бессмысленную веру в потусторонние силы. Основание для этой веры человек находит в убеждении, что от этих потусторонних сил можно найти защиту и даже получить выгоду, если научиться вести себя определенным образом.

 

Христианство, как и другие традиционные религии, открыто заявляет, что за любыми " потусторонними" таинственными силами всегда скрываются бесы, которые пугая людей и строя им козни, вынуждают нас поклониться им.

 

В быту наши попытки "договориться" с этими силами или бесами проявляются в придумывании и соблюдении различных обрядов и ритуалов: использовании талисманов, нанесении на тело "защитных" татуировок, совершении различных магических жестов и т.д. Например, дети искренне считают, что если врать, скрестив на руке пальцы, то такое вранье "несчитается" и не является плохим делом. Недалеко от подобных " премудростей" ушли и многие взрослые, плюющие через плечо от сглаза и свинчивующие с дверей квартиры число "13" Особое значение во всех этих языческих глупостях занимают приметы: определенным событиям или предметам приписывается способность рассказывать о будущем.

 

Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, основа которых- в древних языческих ритуалах, настоящий смысл и значение их забыты, а оставшееся, по сути, давно переживается нами как нечто самостоятельное.

 

Редко кто из нас знает, почему надо бояться черной кошки или не вставать с левой ноги, и уж совсем немногие пытаются задуматься, а правда ли это.

Для людей, верящих в приметы и обряды, главными причинами, как правило, являются страх перед будущим и беззащитность перед миром. Не последнюю роль играют любопытство и желание узнать "что с нами будет", попытки избежать неприятностей, утешиться, или просто желание "быть как все" - "вдруг в этом что-то есть".

Все эти причины, как и личностные особенности каждого из нас и нашей психики, и способствуют распространению суеверий, которым мы особенно подвержены в экстремальных обстоятельствах.

 

Чем же вера в Бога, вера истинная, отличается о суеверий?

В первую очередь - предметом своей веры. Вера истинная и неложная имеет своим предметом Бога - Творца всего существующего. Эта вера - не продукт наших эмоций или раздумий, чувств или настроений. Вера в Бога, и обязательно имеет в себе диалог между верующим в Бога и самим Богом. Такая вера способна, по словам Спасителя, горы двигать, потому что в общении с Богом через молитву и Таинства, христианам подается Божественная сила - благодать, которая творит из нас новых людей, способных войти в Царство Небесное, и которая помогает нам справляться с невзгодами.

 

Суеверие же предметом веры имеет вымысел или искаженную злыми духами до неузнаваемости какую-то часть истины о мире. То есть суеверие - это вера в заведомую ложь и в тех, кто ее производит - в бесов. Но мы знаем, что бесы сами находятся в руках Божиих и пользуются относительной возможностью вредить нам только по Божьему попущению.

 

Весь вред, который наносят нам злые духи, Бог превращает в пользу для нашего спасения, и только наше нежелание увидеть это и исправить жизнь по заповедям приводит нас к гибели.

То есть, получется, что суеверный человек не только не желает получить власть над бесами, подаваемую каждому из нас в церковных Таинствах и в жизни по заповедям, но и сам склоняет свою шею под бесовское иго - мол, приходи и царствуй.

И любовь Божия, и воля Божия о нас, и Божественный Промысел - предвидение и предзнание Бога о нас, выражающиеся в постоянной заботе, ему неведомы. Не знает такой человек и не хочет знать, что скорби и страдания, попущенные Богом в жизни каждого, являются проявлением любви Божией к нам - горьким лекарством, которое исцеляет наши страсти и грехи, как бы прижигая их. Если человек принимает посланные ему болезни, горести и невзгоды со вниманием, старается найти в себе корни и причины этих невзгод, устраняет духовной борьбой грехи и страсти, вызвавшие эти несчастья, то он духовно растет и приближается к Богу.

Суеверие как вера суетная, не приносит пользу душе - это настоящая духовная болезнь, которую можно уподобить наркомании. Она образуется там, где нет веры в Бога и истинной духовной жизни.

 

Многие заяляют, что "вера у них в душе", и что "в Бога верю, но в церковь не хожу". Подобная вера, неподкрепленная молитвой и исправлением жизни по заповедям, рано или поздно превращается в суеверие. Она представляет собой обрывки самых разных учений и философий, где Ангелы соседствуют с энергией Кундалини, а гадание на картах мирно сосуществует с Господом Богом. Всю лживость и опасность такого состояния души показывает полное отсутствие изменений человека к лучшему. Такие суеверы обуреваемы и злобой, и завистью, и гордостью, и самомнением, и осуждением, и превозношением над ближними, и лживостью, и еще сотнями пороков, которые свидетельствуют о том, что ни лгут сами себе, и вместо спасения губят себя.

 

Нередко могут возразить, есть случаи, когда приметы сбываются, гадания осуществляются. На это есть ответ - Сам Господь предупредил нас, что "по вере вашей да будет вам". Во что верите, то и поведет вас по жизненному пути, тем и будете управляться в жизни. Поверите, что ваша судьба зависит от пуговицы или кошки - Господь попустит вам впасть в собственное неразумие и испытать все неприятности наших заблуждений. Если наша вера опустилась до суеверий, то Господь часто попускает исполниться этим приметам, а колдовским чарам и наветам произвести свое действие, для того, чтобы вразумить маловерного человека.

 

К сожалению, после грехопадения, суеверность - как искаженная потребнсть человеческой души в вере и Богообщении, присуща всем нам. Люди интеллигентные и образованные обращаются к суевериям, когда из общества исчезает память о Боге, люди простые, не книжные, тяготеют к суевериям, так как не всегда могут разумно объяснить себе происходящее с ними. Тяга к суевериям коренится в присущей человеку жажде иного, духовного мира, внутренней уверенности, что "что-то есть", которая в падшем мире есть искаженное стремление к Богу, к Таинству, к жизни в Святом Духе.

Источник http://www.divno-znamenie.prihod.ru/o_pravoslavii/view/id/1160758

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

//mandarinka//

 

Спасибо за статью ! Мне особенно затронуло " быть как все" и "вдруг в этом что-то есть". Особенно "вдруг" это про меня, у меня всегда чуть что так сразу а "вдруг" уже и родственники и муж говорят тебе это а "вдруг" жить мешает. А вдруг кирпич на голову упадёт? :sorry:Конечно у меня это не только с суевериями связано, а так со всей жизнью. Как то запомнила на всю жизнь поговорку бабушки "береженого и Бог бережет", вот так и живу , а вдруг упадёт кирпич лучше обойти,тяжело конечно так, ну да ладно лишь бы других это моё "вдруг" не напрягало :girl_bye:

 

Я вот всё таки никак не могу понять (здесь в этой статье на эту тему наткнулась), как я поняла что каждый человек как бы всё таки волен выбирать свой жизненный путь и значит мы сами властны над своим прошлым и будущем, а Бог как бы подталкивает нас на путь истинный (как мы детей пытаемся уберечь от опасности где ласково, а где и иногда приходится силу применить хотя и не желая её применять особо) и в тот же момент есть воля Божия о нас, и Божественный Промысел - предвидение и предзнание Бога о нас, я никак не могу увязать вместе все эти вещи. Читала, читала об этом где то так и ничего особо не поняла, по отдельности волю человека и предвидение Бога представляю а вместе ну никак :think1:?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас просматривают   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Добавить...