Перейти к публикации

Библиотека для мам и пап: статьи, памятки и т.д.


Gdalinka

Полезные сообщения

Девочки делюсь с вами надеюсь полезной информацией.

Всегда можно будет сюда заглянуть и проверить динамику развития ребеночка.

 

1 месяц.

Моторика

Физиологичный тонус мышц снижается. Выражены рефлексы (Хоботковый,сосательный, хватательный, Маро, Бабкина, ползания)

Статика

Начинает держать голову по несколько минут в горизонтальном положении, лежит на животе в конце месяца.

Сенсорные реакции

Появляется кратковременное разглядывание окружающег пространства и слуховая сосредоточенность.

Разговор

Появление гуления одинокими звуками в конце месяца. Выговаривает гласные звуки между "а" и "е"

Эмоции

Реагирует раздражением на сильные звуковые или световые раздражители. Увидев лицо не секунду остонавливает на нем взгляд.

 

2 месяц.

Моторика

Поворачивает голову в разные стороны.

Статика

Начинает держать голову несколько минут и в вертикальном положении.

Сенсорные реакции

Длительная зрительная реакция за предметом который двигается. Сосоредоточенность на звук.

Разговор

Частое короткое гуление.

Эмоции

Реагирует улыбкой на разговор. Фиксирует взгляд на лице которое двигается.

 

3 месяц.

Моторика

Начинает проподать большенство безусловных рефлексов (поисковый, хоботковый, Бабкина, хватательный). Тянется за игрушкой. Нормализуется мышечный тонус.

Статика

Хорошо держит голову.

Сенсорные реакции

В ответ на звуковые раздражители и яркие предметы появляется сосредоточенность, активная реакция.

Разговор

Частое, длительное гуление. Первые сложные цепочки звуков.

Эмоции

Отвечает комплексом оживления в ответ на эмоциональное общение. Социальная улыбка.

 

4 месяц.

Моторика

Появляются направленные движения рук, все лучше держит предметы. Поворачивается со спены на бок. Проподают безусловные рефлексы(Маро, хватательный, ползания).

Статика

В вертикальном положение появляются первые проявления опори ногами. В положении на животе уверенная опора на предплечя.

Сенсорные реакции

Кроме четкой реакции на звук, предметы, характерным является комплекс оживления при встрече с людьми. Начинает узнавать маму. Рассматривает игрушки в своей руке.

Разговор

Частое, долгое, певучее гуление разными звуками. Появляются звуки смыкания губ "М", "Б". Выкрики радости.

Эмоции

Смеется в голос в ответ на эмоциональное обращение.

 

5 месяц.

Моторика

Начинает переворачиватся со спены на живот. Тянется рукой за игрушкой, трогает ее.

Статика

Стоит при поддержке подмышками, опираясь на кончики пальцев.

Сенсорные реакции

Кроме все болие четкой реакции на звуки, характерным является голосовая реакция на предметы. Первые признаки распознования своих и чужих людей, радость при появлении другого ребенка.

Разговор

Ритмичные сложные цепочки звуков.

Эмоции

Радуется детям, берет у них из рук игрушки. Реагирует на строгии и ласковые эмоции в разговоре. Громко смеется когда с ним разговаривают.

 

6 месяц.

Моторика

Активно поворачивается со спины на живот, начинает поворачиватся с живота на спину. Хватает целеустремленно предложенную игрушку, перекладывает с одной руки в другую.

Статика

В положении на животе опирается на вытянутые руки или полностью открытые ладони. Начинает садится через поворот на бок, опираючись на руку.

Сенсорные реакции

Все больше адекватная реакция на появление мамы, папы или чужого человека. Следит за игрушкой которая упала.

Разговор

Последовательное присоединение разнообразных слогов с изменением силы звука и высоты тона.

Эмоции

Тянет руки когда хочет чтоб его взяли на руки. По разному ведет себя с своими и чужими.

 

7 месяц.

Моторика

Лежа на спине играется своими ногами(координация "нога-рука"). Перекладывает игрушки с одного места на другое, из руки в руку.

Статика

Сидит с прямой спиной. При поддержке за туловище на твердой основе пружинит (танцует)

Сенсорные реакции

Старается дотянутся до предмета, если это возможно, изменяет положение телаю.

Разговор

Продолжает разговаривать слогами.

Эмоции

Включается в игру, пытаясь повторять за взрослыми, устав начинает требовать внимания самого близкого человека, чаще всего мамы.

 

8 месяц.

Моторика

Хватает каждой рукой по кубику и недлительное времмя удерживает их.

Статика

Ползает на животе(по пластунски, как тюлень), переставляя впереди себя ручки.Самостоятельно ложится, садится, поднимается.

Сенсорные реакции

Если приучить к этому времени уже может показывать ручкой "досвиданья","ладушки". Киванием головы показывает согласие, крутя из стороны в сторону отрицание.

Разговор

Хорошо лепечет, ясно выговаривает звуки "ба" "ма" "да".

Эмоции

Адекватные реакции в ответ на общение. Наблюдает за другими детьми.

 

9 месяц.

Моторика

Играется самостоятельно с разными игрушками.

Статика

Раскачивается на руках и коленях.

Сенсорные реакции

Адекватно отвечаетдействиями на просьбы "Дай мне куклу, "посиди тут" и т.д. Знает свое имя. Реагирует на ритмы музыки.

Разговор

Чоткое удвоение слогов

Эмоции

Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, словесном уровнях. Повторяет действия детей.

 

10 месяц.

Моторика

Специально сбрасывет игрушки или соску на пол.Складывает пирамидку, кладет игрушки на место. Умеет брать предмет большим и указательным пальцами.

Статика

Можно вести поддерживая за руку. Ползает на поверхностях разной высоты, многие дети могут стоять самостоятельно держась за что либо.

Сенсорные реакции

Повторяет движения взрослых, "разговаривает по телефону","мешает кашу" и т.д. Специально бросает игрушки.

Разговор

Появляются первые слова. В словарном запасе есть несколько слов.Вступает в диалог.

Эмоции

Эмоциональное состояние четко проявляется разнообразными мимичными, голосовыми реакциями. Реагирует на все новое. Удивляется. Играется с детьми одной игрушкой.

 

11 месяц.

Умеет захватывать маленький предмет подушичками согнутого и указательного пальца.

Моторика

Умеет захватывать маленький предмет подушичками согнутого и указательного пальца.

Статика

Ползает на руках и коленях с перекресной координацией. Стоит без опоры. Делает первые пробные шаги.

Сенсорные реакции

Выполняет простые просьбы. Ориентируется в понятиях можно и нельзя. Понимает запреты "сиди тихо", "не бери".

Разговор

Кол-во односложных слов вытесняется многосложными. Применяет слова упращенного варианта "ляля", "нозя", "цаца".

Эмоции

Машет ручкой на прощанье. Радуется приходу гостей. Выборочно относится к детям. Кто-то нравится кто-то нет.

 

12 месяц.

Моторика

Может игратся игрушками час и больше.

Статика

Ходит вдоль мебели самостоятельно или держась.

Сенсорные реакции

Выполняет все более сложные требования и просьбы, понимая их. Кол-во проявлений реакций на окружающую среду значительно увеличивается.

Разговор

Словарный запас 8-12 слов.

Эмоции

Делится с другими детками игрушками, сопровождая это улыбкой и разговором. Ищет игрушки, которые спрятаны. По просьбе обнимается и целуется. Добивается похвалы и подтверждения своих успехов от близких людей.

 

Девочки простите за такой текст, переводила с украинского языка, и очень спешила пока малая спит.

Изменено пользователем Gdalinka
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

12 месяц.

Моторика

Может игратся игрушками час и больше

.вот с этим я не согласна.даже более взрослый ребёнок столько не играет.нам год-и что старший,что младший в год столько не говорят.нельзя подгонять всех под одну рамку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо :flower:, пока похоже на правду

Изменено пользователем happy_alena
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

(изменено)

Nata7, Так я и не спорю это просто дополнение к клиническому протоколу, МОЗ Украины. Ясно, что всех деток не подгониш, да и не надо. Ведь у каждого ребенка свой характер и активность. Вот моя например может спокойно на развивающем коврике пролежать больше 40 минут сейчас, а у некоторых намного меньше детки лежат сами.

Изменено пользователем Gdalinka
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

я это к тому написала,что если вдруг кто прочитает и начнет расстраиваться,что их чадо не может по возрасту того,что написано(поверь,такие ещё есть,кто врачам верит).у нас в поликлинике врач достала меня,что мы сами не ходим-по её меркам мы в год без опоры ходить должны уже были.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

я это к тому написала,что если вдруг кто прочитает и начнет расстраиваться,что их чадо не может по возрасту того,что написано

Гдалинка пишет для адекватных))))) для тех кто не верит каждой букве. это всего лишь приблизительные значения. гдето детки опережать могут гдето отставать. клеймо не ставим. но знать и развивать нужно.

Спасибо Гдалинка!! :embrace:

Изменено пользователем Renata85
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот моя например может спокойно на развивающем коврике пролежать больше 40 минут сейчас, а у некоторых намного меньше детки лежат сами.

около 3-х недель назад мы и целый час играть могли! А сейчас ни в какую!!! Нужно только рядом с ним сидеть и все внимание только ребенку!!! Только взгляд отведешь - недовольное хныканье!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

о! Спасибо! Я переодически сайты читаю с этими нормами, но встречаю разную информацию по одному и тому же возрасту. Давно хотелось почитать что-то более официальное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо, Гдалинка, за инфу. Оч полезно!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

О резервах гениальности детей

 

 

 

3af3d3de24b2.jpgВаш ребёнок – потенциальный гений. Это не рекламная агитация, а реальный факт. Вы будете удивлены, но в психике каждого человека есть так называемый «спусковой крючок гениальности». Дело в том, что лишь единицы из миллионов его находят. И от того, как Вы будете воспитывать своего ребёнка, зависит очень и очень многое. Представьте себе чистый лист бумаги. Теперь начните рисовать – Вы можете нарисовать пейзаж, чарующий своей необычайной красотой, а можете просто почёркать этот лист. Вы – художник, чистый лист бумаги – Ваш ребёнок. У Вас есть возможность создать шедевр. Помните об этом.

Что же для этого нужно делать? С развитием психологической науки методик по развитию ребёнка стало так много, что «простому смертному родителю» в этом многообразии самому не разобраться. В этой статье я попытаюсь открыть простые истины, которые помогут каждому воспитать своего ребёнка и раскрыть резервы его гениальности.

Мир ребёнка отличается от мира взрослых, и не в положительную сторону последних. Дети воспринимают мир добрее, они с какой-то данной только им непосредственностью и радостью знакомятся с миром, в который они пришли. Взрослые же, напротив, часто воспринимают мир с негативной установкой, им постоянно кажется, что на их жизненном пути много преград и трудностей, что у них недостаточно сил преодолеть все невзгоды. Но мы не можем сломать систему.

Мы сами когда-то были детьми, нас тоже когда-то заставили поверить в то, что реальность – это не сказка, и волшебства не бывает. Мы дети своих родителей. А посему, становясь родителями, воспроизводим ту же программу, которая была заложена нам нашими родителями. Вот такой вот непрекращающийся алгоритм. Но Вы можете его изменить. Вам просто стоит понять – Вы не лучше и не умнее своего ребёнка. Найдите мужество в себе признаться, что Вы многого не знаете и, очевидно, Вы не совершенны. Но это не самая большая проблема. Опасность состоит в том, что Вы это своё «незнание» выдаёте своим детям за прописную истину. А они, в свою очередь, идут по намеченным Вами лжетропинкам дорогою длиною в жизнь и ломают беспрерывно ноги. А потом Вы с горечью в сердцах выдаёте: «Несчастливый у нас род какой-то! Вот и дети повторяют мою нелёгкую судьбу». А дело ведь не в том, что кто-то наслал порчу на Ваш род. Я думаю, Вы уже поняли, в чём тут дело.

Английский писатель Джон Рёскин точно подметил: «Как ужасен был бы мир, если бы не рождались постоянно дети, несущие с собой невинность и возможность всякого совершенства!». Обратите внимание на своего ребёнка, с каким интересом он познаёт мир, сколько любопытства у него в глазах! Взрослея, человек постепенно теряет способность получать удовольствие от мелочей жизни. Взрослея, человек перестаёт верить в волшебство… Взрослея, человек одевает на себя шоры и нередко находится в них до самой смерти. Мир для многих перестаёт быть загадочным и необычайно интересным, он превращается в проблемы и трудности. Но ведь парадокс в том, что мир не меняется. Что же происходит?

Всё очень просто – с детства взрослые начинают нас знакомить со своим миром, в котором действуют такие правила:

- «так не делают взрослые люди»;

- «такого не может быть»;

- «ты не в сказку попал»;

- «жизнь – сложная штука»;

- «чтобы чего-то достичь – надо через многое пройти»;

- «перестань мечтать» и т.д

Думаю, Вы можете продолжить этот список сами. Такого рода стереотипы становятся основой нашей жизни. Мы не представляем, что может быть по-другому. И такого рода убеждения мы транслируем нашим детям. А Вы попробуйте разделить жизнь Вашего ребёнка с ним самим. Никто не говорит Вам отключить рассудок в воспитании Вашего ребёнка, просто дайте ему возможность принять участие в построении его собственного жизненного сценария. Может быть, его иррациональность в некоторых случаях будет намного полезней вашей логики и «заезженных» стереотипов. Психологи сходятся на том, что у детей подсознательная переработка информации и, как следствие интуиция более выражена, чем у взрослых. И то, что присуще детям от рождения, а именно полифоническое восприятие мира в ощущениях, красках, непосредственных эмоциях, видение прекрасного целого, других более тонких пространств и миров постепенно утрачивается.

Не бойтесь положиться на интуицию Вашего ребёнка и поучитесь, в конце концов, у него чувствовать себя счастливым. Как говорил Виктор Гюго: «Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей – радость и счастье».

Правило №1 гласит: Не подавляйте Вашего ребёнка собственными установками и стереотипами, дайте ему быть спонтанным, подарите ему чувство свободы собственной реализации, не отнимайте его самостоятельность.

Почему дети гениальны от природы? Психофизиологии утверждают, что мозг человека работает на 8-10% из 100, это научно установленный факт. Наш мозг – бесконечная вселенная. Мы просто не имеем ключа к загадке, вот и используем такую махину, как придется, а точнее, как нас учили его использовать родители и учителя, передавая нам свое неумение. Но осознание данного факта даёт нам уверенность, что в нас заложены безграничные возможности.

Запомните! Ни в коем случае не навешивайте на своего ребёнка ярлыки, такие как: «он у меня глупее сверстников», «он ни на что не способен», «все дети, как дети, а мой…», «если он так плохо в школе учится, что с ним будет дальше?» и т.д.

Знаете ли Вы, какими были в детстве великие умы человечества? Знаменитый математик Анри Пуанкаре в детстве был признан имбецилом (степень интеллектуального недоразвития). Томас Эдисон в школе славился своей медлительностью. Позднее всемирно известный изобретатель вспомнит: «Отец считал меня туповатым, и я почти свыкся с мыслью, что я действительно умственно отсталый». Альберт Эйнштейн также считался ущербным ребёнком, он был исключен из школы и завалил вступительный экзамен в колледж. Исаак Ньютон был «круглым» двоечником, за что в школе получил прозвище «тупица». Недавно ушедший из жизни основатель корпорации Apple Стив Джобс выбыл после первого курса обучения, так никогда и не закончив университет. И этот список можно продолжать до бесконечности.

А теперь подумайте, как же посчастливилось человечеству, что несмотря на негативные социальные установки, эти люди смогли открыть в себе резервы гениальности и подарили миру новые знания и возможности. К сожалению, не все дети после эмоционального угнетения могут найти в себе силы, преодолеть неуверенность в себе и раскрыть заложенный потенциал. Поэтому, не делайте поспешных решений. Может, в соседней комнате с Вами сладко спит будущий гений.

Правило №2: Главное, что необходимо от Вас – дарить любовь! Запомните – «залюбить до смерти» невозможно. Но Вы можете путать любовь с гиперопекой (чрезмерная забота о ребёнке), которая выражается в стремлении родителей окружать его повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, “привязывать” ребёнка к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. Гиперопека опасна тем, что у ребёнка развивается «выученная беспомощность». В данном случае о раскрытии потенциала ребёнка не может быть и речи. Другая ситуация обстоит с истинной любовью родителя. Любви никогда не бывает много. Дарите своему ребёнку заботу и любовь – и вскоре Вы увидите плоды Ваших усилий. Великий учёный Зигмунд Фрейд говорил: «Человек, который был любим своей матерью, через всю свою жизнь проносит чувство победителя и уверенности в удачу, которые нередко приводят к действительному успеху».

А как же быть с наказанием? Неужели необходимо его только любить?

Каждый родитель имеет свою систему «кнута и пряника», и, безусловно, считает её единственно правильной. Что же говорят по этому поводу специалисты?

Правило №3 гласит: От наказаний стоит отказаться. «Как? Вообще?» – воскликнете Вы. Мы можем дискутировать по этому поводу часами, но факт остаётся фактом: наказание порождает страх. Поначалу Вам будет казаться, что наказания приносят результат. Но это всего лишь иллюзия. Ребёнок очень ранимо переживает обиды, и он не упустит шанса отомстить обидчику. Понаблюдайте за своим ребёнком после наказания и увидите, как он начнёт дразнить младших братьев, сестер или домашних животных, получать плохие оценки в школе, портить свои или ваши вещи, убегать из дома и забывать о своих домашних обязанностях. Это он Вас наказывает за Ваше наказание.

Правило №4: Не отнимайте у ребёнка возможность фантазировать и мечтать. То, что мы, взрослые, разучились это делать – не должно влиять на Вашего ребёнка. Хорошее воображение – это первый шаг к высокому уровню мышления. Забудьте такие выражения, как «перестань выдумывать», «что это за ерунда тебе в голову пришла?», «такого не бывает» и т.д. Не бойтесь! Ощущение реальности к Вашему ребёнку обязательно придёт, просто не забирайте у него сказку раньше времени. Психологи утверждают, творческую личность характеризуют две основные психические особенности: воображение (центр, вокруг которого формируются другие психические процессы: мышление, память, внимание) и интуиция. Вы можете помочь Вашему ребёнку тренировать воображение. Создание визуальных образов – это основа гениальности ребёнка. Психолог Роберт Б. Дилтс в своем трехтомном труде “Стратегии гениев” писал: «Эйнштейн мыслил преимущественно с помощью визуальных образов и ощущений… Вербальные и математические плоды этих раздумий появлялись лишь после самого главного – творческого осмысления проблем».

Простое упражнение для развития воображения Вашего ребёнка (рассчитано на детей 5-8 лет). Пригласите ребёнка попутешествовать вместе в сказочную страну или долину волшебников. Предложите ему сесть рядышком с Вами, закрыть глаза и представить, что он волшебник какой-нибудь сказочной страны. Спросите у него, как его зовут, что он умеет, как выглядит его замок или место, в котором он обитает. В это время Вы тоже закройте глаза и представьте, что Вы – житель той же страны, что и Ваш юный волшебник. Поделитесь с ним своими впечатлениями. Создайте Ваш общий сказочный мир. Вы можете договариваться, куда Вы сегодня полетите, можете рассматривать окрестности Вашего сказочного мира. Спрашивайте у него: «Видишь вооон ту гору? Смотри, мы пролетаем сейчас над ней. Я что-то плохо вижу, какого цвета эти прекрасные цветы, которые пробиваются сквозь её ущелья?» Поверьте, ребёнок будет с радостью отзываться на Ваши пожелания, предлагать что-то сделать вместе, отвечать Вам на вопросы и т.д.

С помощью данного упражнения Вы будете развивать воображение и образность мышления. Каждый раз Вы сможете придумывать разные приключения, а можете продолжать предыдущие. Во время упражнения Вам не должны мешать посторонние звуки, предметы. Заканчивать данное упражнение нужно плавно. Можно так: «А теперь, мой дорогой друг, нужно возвращаться в замок. Нам нужно отдохнуть, набраться сил. Теперь я не волшебница Элли, а мама Лена, а ты не волшебник «Отважное сердце», а мальчик Кирилл». Попросите Вашего ребёнка сказать то же самое. И постепенно открывайте глаза. После завершения упражнения спросите обязательно у ребёнка, как ему было сегодня в роли волшебника, что он чувствовал. Спросите, хотелось бы ему в следующий раз отправиться в подобное путешествие.

Правило №5: Приучите ребёнка быть уверенным в своих собственных силах. Уверенность человека в собственных силах – это психологический инструмент, который помогает преодолевать все невзгоды, не опускать руки перед трудностями и добиваться успеха. Формируйте в ребёнке позитивную Я-концепцию (систему представлений личности о самой себе). Ядро личности ребёнка формируют его родители. Если Вы не будете верить в своего ребёнка – то кто тогда поверит в него, если родная мать или отец внушили ему, что он неудачник. Вначале ребёнок не знает, какой он, какие его позитивные или негативные стороны. Всё, что Вы ему говорите – он принимает за «чистую монету». Ваш ребёнок добьётся лишь тогда чего-либо, когда поверит в свои силы.

Упражнение по развитию уверенности ребёнка в своих силах достаточно простое. Просто укажите ему его положительные стороны, повторяйте с определенной периодичностью, какими качествами он может по праву гордиться. Здесь самое главное не выдавать желаемое за действительность, как говорят в народе «не переборщить». Хвалите его только за реальные достижения. Сейчас, к сожалению, развивается тенденция к воспитанию нарциссических детей (личностей с раздутым чувством собственной важности). Мамы таких детей не знают меры в воспитании своих чад. Они на любое безобразие, нарисованное их ребёнком, восклицают: «О, Боже, какой шедевр. Да ведь ты художник!» и при любой возможности демонстрируют пописанный цветными карандашами листочек всем друзьям и знакомым. Восхищение, может, само по себе и не несло бы никакой опасности, да вот только у ребёнка пропадает мотивация развиваться. Он ведь уже готовый художник. Он не будет больше стараться.

Он теперь будет рисовать один и тот же «шедевр», ему не зачем больше развивать своё мастерство. Правильным поведением с психологической точки зрения была бы следующая реакция матери: «Очень красиво, дорогой! Замечательно у тебя получается. Только солнышко стоило бы чуть аккуратнее закрасить, а деревце нарисовать выше цветочков. Мы же с тобой в парке видели, что деревья выше, чем цветочки. Правда?». В этом случае ребёнок получил наполненную смыслом «обратную связь» – как похвалу, так и конструктивную критику. Не обходите «слабые стороны». Указывайте на них мягко, без резкой критики и только после выдачи «дозы похвалы», чтобы у ребёнка не пропала мотивация заниматься интересным ему делом, но и вместе с тем он бы видел, куда ему двигаться дальше. Ещё один пример, как это можно сделать: «Читать у тебя выходит немного лучше, чем рисовать. Но это ничего страшного. Я тебе обязательно помогу научиться рисовать. Я ведь знаю, что ты можешь всё!».

Итак, Вы ознакомились с 5-ю основными правилами развития ребёнка. Искренне надеюсь, что они Вам помогут в воспитании Ваших детей. Помните, ребёнок – это зеркало, которое обязательно Вам покажет (случится это через 5 или через 25 лет, неважно) всё то, что было Вами заложено. Уделяйте своим детям время, развивайте их, а самое главное – дарите им любовь!

Успеха Вам.

Лурис

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Ребенок в 8 месяцев

 

 

Рост и вес ребенка в 8 месяцев

 

За восьмой месяц ребенок набирает в среднем 550 грамм веса и вырастает на 2 см. Таким образом, вес восьмимесячного ребенка около 8100 - 8500 г, а рост - 69-74 см.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес, но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах: для мальчиков, для девочек.

Что умеет ребенок в 8 месяцев

  • лепечет так, как будто говорит;
  • понимает и выполняет просьбы типа «дай руку», «наклони голову»;
  • играет в игры с выполнением простейших действий ( «Ладушки» ), танцует;
  • испытывает сильный страх при расставании с матерью;
  • четко делит людей на «своих» и «чужих»;
  • пугается резких, неожиданных звуков ( пылесос, звонок, лай собаки );
  • самостоятельно встает и ходит у опоры;
  • самостоятельно сидит;
  • начинает активно ползать;
  • может откусывать мягкую пищу и жевать;
  • переходит с пюре на измельченную пищу;
  • спокойно воспринимает высаживание на горшок.

Тест развития 8-месячного ребенка

 

1. К восьми месяцам ребенок может сидеть прямо в кроватке без помощи взрослого, может двигаться с места - откатиться, отодвинуться и т.д. Может сам садиться, лодиться, вставать, переступать у опоры.

2. Ребенок пытается, применяя усилие, отнять у взрослого игрушку. Если вы попытаетесь вытереть ребенку нос, то он будет отталкивать вашу руку.

3. Если вы помещаете игрушку вне кровати (рядом - на стуле), то ребенок протягивает руку, трогает игрушку и захватывает ее.

4. В положении сидя с опорой ребенок может освободиться от пеленки, которой вы накрыли его. При этом он не падает, а остается сидеть.

5. При организованной игре в прятки ребенок с интересом смотрит в направлении, в котором появляется лицо взрослого, и смехом приветствует его появление.

6. На глазах у ребенка вы отбираете у него игрушку и кладете ее в карман (часть игрушки должна высовываться). Ребенок достает эту игрушку.

7. Ребенок хватает вторую погремушку, не роняя при этом первую, и делает движения двумя руками.

8. Громко и четко произносит различные слоги. Визжит и гулит от удовольствия. Узнает и различает близких людей на фотографии.

9. Долго и разнообразно занимается игрушками, действует с ними, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, нажимает и др.).

10. По просьбе взрослого машет рукой при прощании, хлопает в ладоши. Следит взглядом за движущимися изображениями людей, животных на экране телевизора

Сколько ест ребенок в 8 месяцев

 

5 кормлений через 4 часа. Первое и последнее — грудное молоко или молочная смесь. К третьему кормлению, примерно в 14 часов, можно добавить овощное пюре или растертое мясное пюре из постной свинины, говядины, начиная с чайной ложки до 50 г (вместе с молоком и овощным пюре — 220-250 г). Желток давать с кашей.

Сколько спит ребенок в 8 месяцев

 

Детям от 6 до 9 месяцев необходимо около 14-15 часов сна в сутки, причем они могут спать около 7 часов подряд. Если ваш ребенок спит дольше семи часов, он, вероятно, ненадолго просыпается, но умеет самостоятельно снова заснуть — прекрасный признак. Это значит, что у вас растет отличный соня.

Он, вероятно, засыпает на пару полуторачасовых или двухчасовых дневных снов, один раз утром и один днем. Помните: постоянный режим дневного и ночного сна помогают регулировать навыки сна. Норма - 10-11 часов сна ночью и 3 раза по 1,5 -2 часа днем. Подробнее: сколько должен спать ребенок.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

devochki podsmotrela v oktebrjatax

 

Как научить ребенка правильно падать

Звук, с которым ребенок грохается затылком о пол, ни с чем не спутаешь. Как и захлебывающийся рев, следующий за ударом.

"Ничего страшного, все падают, когда учатся ходить!" - говорят некоторые. И ошибаются. Равновесие время от времени теряет каждый ребенок, но далеко не каждый при этом падает, да еще навзничь или лбом в пол.

После такого падения детки нередко на какое-то время отказываются ходить без опоры. А особо осторожным нужно несколько месяцев, чтобы решиться сделать первые самостоятельные шаги - именно потому, что они боятся упасть. И это обоснованный страх! Падать очень страшно и больно - если не умеешь.

Моя дочка долго не могла решиться при ходьбе оторвать ручку от опоры. Не понимая, что ей мешает, я обратилась к очень опытному детскому физиотерапевту. Та посмотрела, как моя Николь ходит, и сказала:

- Она полностью готова к ходьбе, но опасается упасть. Сейчас мы покажем ей, как падать, чтоб она поняла, что это не страшно!

И мы выучили очень простое упражнение.

Через пару дней Николь сделала первые самостоятельные шаги, а через неделю носилась как ни в чем не бывало.

Если заниматься так с ребенком, который начинает ходить, то он:

- быстрее научится самостоятельно ходить,

- избежит болезненных падений и тяжелых травм,

- быстрее научится самостоятельно вставать, не держась за опору.

Садитесь на пол, ставите малыша к себе спиной, кладете ему одну руку на бедра впереди, другую на спинку, пониже затылка:

Придерживая ребенка за бедра, достаточно резко наклоняете его вперед, чтоб он оперся ладошками о пол:

Это положение - это и есть основа правильного падения. Очень важно, чтоб ребенок привык в случае потери равновесия наклоняться вперед и упираться ручками:

 

Следующий этап - согнуть коленки. Малыш фактически садится на корточки:

Поначалу я перехватывала крошку за ножки и подталкивала ее большими пальцами под коленки, чтоб их согнуть. Потом стало достаточно чуть придавить основанием ладони на поясницу

Сначала эти три движения - наклониться, упереться, присесть - ребенок проделывает по отдельности, но по мере тренировок они сливаются в одно, которое и помогает малышу не падать. Поначалу он аккуратно садится на пол после каждой потери равновесия и встает заново. Постепенно ребенок становится настолько ловким, что ему достаточно чуть согнуть колени или коснуться пола пальчиками одной руки, чтобы восстановить равновесие, выпрямиться и пойти дальше.

Попробуйте прямо сейчас, детки так веселятся при этом!

 

 

Если ребенок упал

 

Все когда-то случается в первый раз. Хорошо, пока малыш совсем маленький — где вы его положили, там и нашли. Но эта спокойная пора очень быстро проходит, ребенок начинает активно двигаться и… падать.

 

 

 

Для начала запомните одно очень простое, но очень важное правило — НИКОГДА не оставляйте ребенка на высоких поверхностях без присмотра: на пеленальном столе, на своей кровати, на диване и т.п. Даже если вы всего на секундочку, даже если вы так уже сто раз делали и ничего не происходило, даже если ребенок спит, даже если вы уверены, что он пока не умеет переворачиваться. Ни-ког-да.

 

Период, когда малыш ничего не умеет, кроме как лежать, очень быстро проходит. Вы никогда не знаете, в какой момент ваш кроха освоит новое умение. По закону подлости это может произойти ровно тогда, когда вас нет рядом. И это плохо со всех сторон: во-первых, вы не увидите, как малыш впервые перевернулся или пополз, во-вторых, он может упасть.

 

Поэтому запомните продолжение правила — ВСЕГДА, оставляя ребенка даже на секунду, позаботьтесь о его безопасности: переложите малыша в безопасное место (кроватку или манеж), обложите подушками, посадите в шезлонг или положите на пол. Вообще, с освоением ребенком двигательных навыков, в вашей семье начинается «половая жизнь» — ребенка безопаснее всего держать именно там. Как обустроить дом, чтобы ребенку было комфортно на полу, а вам за него спокойно, мы напишем в следующий раз.

 

А сейчас поговорим о том, что же делать, если ребенок все-таки упал.

 

1. Для начала — возьмите на руки и успокойте.

 

2. Осмотрите ребенка на предмет шишек и возможных переломов или вывихов. Если малыш остро реагирует на прикосновение к какой-либо части тела, незамедлительно отправляйтесь в травмпункт.

 

3. Наблюдайте за ребенком. И если:

 

• ребенок после падения слишком возбужден или, наоборот, вял;

 

• ребенка вырвало;

 

• у ребенка зрачки разного размера,

 

то, скорее всего, это сотрясение мозга. Обязательно обратитесь к врачу и как можно скорее.

 

Но помните, что это только начало. Ребенок растет, развивается, осваивает новые движения, а, значит, будет падать и очень часто.

 

Большинство падений приходится на тот период, когда малыш начинает самостоятельно вставать у опоры. И тут очень важно, в первую очередь, правильно реагировать: не начинайте охать и причитать раньше времени. Ребенок считывает ваши реакции и копирует их. Относитесь к падениям спокойно и не делайте из этого трагедии. Тогда малыш, упав, встанет и продолжит свои попытки, в противном же случае он просто запомнит, что падать — это грустно, зато вон как все сразу начинают хлопотать и суетиться.

 

Часто, начиная самостоятельно вставать, ребенок падает не на попу, а навзничь и бьется головой об пол. Со стороны это выглядит чудовищно, и многие родители сразу принимают решение купить ребенку защитный шлем. С одной стороны, удобное решение. Но помните, что, не чувствуя боли, ребенок не научится правильно падать. И, когда вы снимете с него шлем, он будет продолжать биться головой. Также многие родители начинают страховать и ловить ребенка, не давая ему возможности самостоятельно набить шишки и научиться понимать, что головой биться не надо. Лучше научите малыша правильно падать. Когда видите, что кроха вот-вот упадет, усадите его на попу. Можно даже забраться на диван и, специально толкая малыша, показать ему, что приземляться комфортнее всего на пятую точку. Пара занятий — и малыш усвоит, что падать на попу в мягком подгузнике гораздо приятнее, чем на голову.

 

Многие родители впадают в панику, когда видят, что малыш падает. Но запомните, что, если малыш упал с высоты, не превышающей его рост, то, скорее всего, никаких тяжелых последствий не будет. Природа мудрее нас.

 

Еще один мудрый подарок природы — это родничок. Пока он не зарос, ребенку не грозит сотрясение мозга. Это «отверстие» в черепной коробке компенсирует силу удара, и мозг просто-напросто не сотрясается.

 

Если все-таки малыш набил себе шишку, намажьте ее кремом с арникой. И обязательно целуйте малыша в ушибленные места. Ученые доказали, что мамины поцелуи действительно обладают целебной силой.

Изменено пользователем nata8686
  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

nata8686, ШИКАРНАЯ статья!!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Отличная статья, полностью согласна!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...
http://www.goldteam.su/forum/index.php?showtopic=94218&mode=threaded&pid=173064 :girl_in_dreams: воспоминания о родах. смешно :cool:
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 9 месяцев спустя...

Отвлекающие процедуры… Все в общем-то понимают, что это такое и о чем пойдет речь, но найти в специальной медицинской литературе внятное определение не удается. И в этом есть определенный резон, поскольку термин «отвлекающие процедуры» объединяет множество самых разнообразных тепловых, механических и раздражающих воздействий на человека. Упомянутое разнообразие затрагивает разнообразие зон воздействия (грудная клетка, ноги, шея и т. д.), разнообразие источников тепла, разнообразие средств, специфически раздражающих кожу и слизистые оболочки.

 

Современная медицинская наука относится к отвлекающим процедурам весьма специфически. Ни в одном серьезном руководстве, ни в одном учебнике, ни в одной монографии вы не найдете конкретных указаний, дескать при ОРВИ следует в обязательном порядке поставить горчичники, или пренепременно надо парить ноги или надлежит незамедлительно обмотать шею теплым платком. Все указания какие-то странные, неопределенные, неконкретные. «Иногда помогает…», «можно попробовать…», «нередко применяют…», «могут быть эффективны…» — и все в таком духе. Но чем дальше от учебников и монографий, чем ближе к справочникам для медсестер, к книжкам и журналам для родителей — тем чаще упоминаются и рекомендуются отвлекающие процедуры, тем большее значение придается их применению.

Тем не менее, чтобы там не писали учебники, книги и журналы, у каждого взрослого человека имеется свое, строго индивидуальное представление о том, эффективны эти процедуры или нет, что обусловлено опытом их применения на себе и ближайших родственниках. Ведь необходимость ставить банки, парить ноги и обматывать шею теплым платком уходит своими корнями в детство… В детство, когда мы болели и когда любящие родители нам засыпали в носки горчицу и мы засыпали в этих носках и просыпались почти здоровые… И четкая взаимосвязь — сначала горчица в носках (банки, теплые платки) — потом выздоровление — присутствует в головах большинства взрослого населения на подсознательном уровне.

Поэтому, еще раз повторюсь, чтобы там ни писали умные и не очень умные книжки, изменить отношение среднестатистических мам и пап к отвлекающим процедурам почти невозможно, поскольку отношение это обосновывается не здравым смыслом и логикой, а эмоциями, воспоминаниями, ностальгией по детству…

А что говорит медицинская наука?

В последнее время почти ничего. Т. е. никаких современных исследований, посвященных эффективности и целесообразности отвлекающих процедур при ОРЗ не существует. И этому есть вполне научное объяснение.

Подавляющее большинство ОРЗ — это ОРВИ. И именно при ОРВИ отвлекающие процедуры используются чаще всего.

Средняя продолжительность ОРВИ — 5-7 дней. Сократить эти сроки невозможно никак, поскольку обусловлены они незыблемыми биологическими законами — сроками образования интерферона и сроками выработки антител. Доказать, научно доказать, что выздоровление в течение 5-7 дней произошло не благодаря интерферону и антителам, а под воздействием горчичников, банок и компрессов невозможно.

И что самое интересное — никто и не доказывает.

Удлинение сроков болезни связано со свойствами вируса, с состоянием иммунитета, с нарушением правил ухода за больным — т. е. с несоблюдением основных принципов, касающихся параметров воздуха, режима, питания и питья. Доказать, научно доказать, что отвлекающие процедуры способны предотвратить развитие осложнений, не говоря уже о том, чтоб осложнения излечить — невозможно. Невозможно прежде всего потому, что свойства вируса, состояние иммунитета и организация ухода за больным — факторы многократно более значимые, нежели насыпанная в носки горчица.

Очевидное следствие — никто доказывать и не пытается!

Но ведь именно врачи многие годы рекомендовали и продолжают рекомендовать отвлекающие процедуры — это ведь не в чистом виде народное творчество, здесь влияние людей в белых халатах явственно ощущается. И все эти «многие годы» врачей спрашивали: а зачем? Зачем это надо делать, почему это помогает? И профессора в медицинских институтах, перечисляя возможные варианты лечения ОРЗ, объясняли несмышленым студентам «физиологические механизмы терапевтического эффекта отвлекающих процедур».

Давайте и мы приобщимся к этим объяснениям и еще раз повторим вопрос: почему это помогает?

Легче всего обосновать и объяснить эффективность тепловых процедур. Тепловое воздействие приводит к расширению сосудов, к активизации кровообращения в органе, подвергнутом тепловому воздействию. К тепловым процедурам относят ванны, согревающие компрессы, прикладывание горячего парафина, укутывания и обертывания, припарки и грелки.

Расширение сосудов и активизацию кровообращения может вызвать не только тепло, но и раздражение кожи определенными веществами — горчицей, перцем, ментолом (таких веществ сотни). На этом эффекте, т. е. на раздражающем воздействии, построено теоретическое обоснование эффективности многочисленных растираний, перцового пластыря, горчичников, горчичных обертываний и т. д.

И тепловое, и раздражающее воздействие может быть узконаправленным. Т. е. мы воздействуем не на организм вообще, не на шею или грудную клетку, а на особую зону, обладающую рефлексогенным влиянием. И здесь мы вторгаемся в довольно-таки специфическую область медицины, под названием рефлексотерапия.

Суть рефлексотерапии состоит в том, что воздействие на определенную биологически активную точку сопровождается совершенно конкретными физиологическими эффектами — уменьшением боли, спазма, улучшением кровообращения и т. д. Самое интересное состоит в том, что активная точка и получаемый эффект на первый взгляд никак друг с другом не связаны — точка может быть расположена на мочке уха, а боль и спазм будут уменьшаться в желчном пузыре. Рефлексотерапия включает в себя, к примеру, иглоукалывание, аурикулотерапию, электропунктуру1.

Помимо биологически активных точек есть и биологически активные или, говоря другими словами, рефлексогенные зоны. Типичный пример такой зоны — стопа. Воздействие на стопу холода — заложенный нос, воздействие тепла — восстановление носового дыхания. Вот этим раздражением рефлексогенных зон и обосновывается эффективность знаменитой отвлекающей процедуры под названием «парить ноги». Еще один пример — горчичники, которые ставятся на икроножные мышцы: принято считать, что это уменьшает отек гортани и рекомендовать, соответственно, при крупах и ларингитах.

Здесь следует заметить, что умные рассуждения о раздражении рефлексогенных зон вызывают, как правило, раздражение у неподготовленной родительской аудитории, поэтому врачи сплошь и рядом в столь сложные материи не углубляются и объясняют все это намного проще. Примерно так: у ребенка отек гортани, мы поставим горчичник на икроножные мышцы, кровь к мышцам прильется, а от гортани отольется — вот отек и уменьшится. Подобные разъяснения однозначно устраивают всех, поскольку вызывают ассоциации с распространенными школьными задачками про бассейн и две трубы, из которых что-то там вливается и что-то выливается…

Отдав должное теории, т. е. предоставив заинтересованным читателям теоретическоеобоснование целесообразности отвлекающих процедур, позволим себе еще некоторые разъяснения — теперь уже практические.

С незапамятных времен народные целители знали, что тяжелая инфекционная болезнь, протекающая с нормальной температурой тела — это очень плохо и надежд на излечение практически нет, поскольку организм, как это принято говорить «не борется». Шанс на спасение — любой ценой повысить температуру тела. Один из способов — втереть в кожу ребенка животный жир (козий, гусиный, барсучий, медвежий и т. д.) после чего закутать во множество одежек. Жир блокирует теплоотдачу через кожу, а уменьшение потерь тепла приведет к повышению температуры тела. Второй способ — опустить ребенка в горячую воду (если нет бани), третий — обертывание в простыню с местнораздражающим средством (самые известные обертывания — горчичные).

В результате этих мероприятий есть призрачная надежда на то, что температура тела действительно повысится и в течении болезни наступит перелом, и один из нескольких тысяч выздоровеет. И тогда из уст в уста, из семьи в семью, из племени в племя будут стремительно распространяться предания о чудодейственных свойствах барсучьего жира и все это будет сопровождаться массовым истреблением барсуков и ростом благосостояния охотников за барсуками.

Еще раз обратим внимание на тот факт, что тепловые и раздражающие воздействия расширяют сосуды и активизируют кровообращение. Но расширение сосудов и активизация кровообращения являются, в свою очередь, главными составляющими любого острого воспалительного процесса.

Вирус гриппа вызвал бронхит. Это значит, в слизистой оболочке бронхов возникло воспаление и это значит, что в слизистой оболочке бронхов расширились сосуды и усилилось кровообращение.

Стрептококк вызвал ангину. Это значит, возникло воспаление лимфоидной ткани миндалин и это значит, что в воспаленных миндалинах расширились сосуды и усилилось кровообращение.

Цветение амброзии привело к развитию аллергического ринита — в воспаленной слизистой оболочке носовых ходов расширились сосуды и усилилось кровообращение.

Из приведенных примеров вытекает важное и очевидное правило:

в остром периоде респираторных заболеваний, когда имеет место повышение температуры тела и реальное нарушение общего состояния, тепловые и раздражающие отвлекающие процедуры противопоказаны, поскольку активизируют и без того активный воспалительный процесс.

В течение болезни наступил перелом — началось выздоровление. Если речь идет о неосложненной ОРВИ, так все восстановится само по себе за несколько дней. Но если имел место серьезный, интенсивный, обширный воспалительный процесс — пневмония, бронхит, синусит и т. д. — понятно, что потребуется время на восстановление, заживление поврежденных тканей. Активизировать кровообращение в поврежденной области — значит ускорить процесс выздоровления.

Поэтому тепловые и раздражающие отвлекающие процедуры могут быть эффективны на этапе выздоровления, поскольку активизируют кровообращение в органах и тканях, затронутых воспалительным процессом.

Ребенок заболел пневмонией. Через неделю состояние улучшилось, нормализовалась температура, но еще есть кашель и доктор слышит справа под лопаткой ослабленное дыхание. Полежать правым бочком на теплой грелке, погреть парафином, растереть ароматным растительным бальзамом — почему бы и нет.

Еще один важный аспект тепловых (раздражающих) процедур — понимать, что мы греем (раздражаем) и для чего. Взять, к примеру, очень распространенный метод лечения «больного горла» — согревающий компресс на шею. Максимум что при этом удается нагреть — так это кожу шеи, но дополнительный шарфик никоим образом не влияет отрицательно на течение болезни, да и многим детям ходить в таком шарфике нравится — ходите на здоровье.

Горчичники, установленные на грудную клетку, приводят к раздражению кожи и усилению кровообращения в тех участках кожи, что контактируют с горчицей. Покрасневшая кожа под горчичником вовсе не означает, что активизация кровообращения затронула органы и ткани ниже зоны покраснения — подкожно-жировую клетчатку, ребра, наружные и внутренние межреберные мышцы, плевру и добралась аж до легкого! Ничего подобного не происходит и произойти не может. Есть предположение, что горчичник раздражает на спине рефлексогенные зоны и это активизирует кровообращение в легких. Но доказать это сложно, почти невозможно. Невозможно, поскольку испытываемые ребенком боль и дискомфорт, сопровождаются увеличением частоты и глубины дыхания, что, в свою очередь, усиливает легочный кровоток. И как здесь разобраться — кровообращение активизировалось вследствие рефлексогенного влияния горчицы или из-за того, что ребенок рыдал? И как же можно посоветовать горчичники, если неведомо, будет ли от них толк, но наверняка известно, что ребенку это будет неприятно?

И еще один, точнее два момента, касательно воздействия на рефлексогенные зоны: практически все серьезные научные руководства утверждают, что есть два противопоказания к проведению рефлексотерапии

·
острые инфекционные болезни
.

·
возраст младше 1 года
.

С возрастом в принципе все не так просто. Функциональная незрелость нервной системы именно у детей часто проявляется нестабильностью рефлексов, когда ответная реакция на вполне стандартное воздействие оказывается совсем не такой, как ожидалось. Поэтому воздействие на рефлексогенные зоны далеко не всегда себя оправдывает и эта ненадежность, неопределенность, неуверенность в результатах лечения выражены тем сильнее, чем дитя младше. Неудивительно, что до года рефлексотерапия противопоказана, а после года и лет, примерно до семи — рискованна.

Отвлекающие процедуры затрагивают ряд моментов, относящихся скорее к психологии, нежели к рефлексотерапии.

Представим себе классическую ситуацию: пятилетнему Сереже поставили горчичники. Мальчик мужественно терпит, т. е. старается плакать негромко, вокруг бегают озабоченные родственники. Постоянно слышатся комментарии: «молодец», «надо потерпеть еще немного», «настоящий мужчина», «матросы не сдаются» и т. д. Через десять минут экзекуция подходит к концу. Горчичники снимают, Сережа перестает плакать. — Тебе стало легче? — заботливо спрашивают экзекуторы. — Намного! — отвечает несдавшийся матрос и родственники делают весьма «логичные» выводы касательно того, что легче стало именно благодаря горчичникам.

Другая ситуация. У девочки Наташи ОРВИ. Чувствует она себя неплохо, изредка покашливает, температура тела невысокая — в общем, ничего страшного. И Наташина мама «ничего не делает»: проветрила комнату, наварила компота и все. Но рядом находится Наташина бабушка, которая вот уже пятый раз за вечер рассказывает о том, что когда болел Наташин папа, она не ленилась и обязательно парила ему ножки… Выбор у Наташиной мамы невелик — или парить ножки, или выяснять отношения (с мамой папы!!!). Ножки парить, разумеется, проще…

Ребенок заболел! Как помочь? Что делать? И вообще, нельзя сидеть, сложа руки! Надо облегчить страдания, устранить симптомы, постараться, подсуетится. Короче говоря — НАДО ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ! Что? И варианты возможных действий выстраиваются в очередь, действий таких множество, на любой вкус, на любой возраст, на любой характер. Надо лишь выбрать — компрессы, банки, припарки, грелки, горчичники… Выбрали. Делаем. Как становится легко! Во-первых, мы не сидим, мы действуем, мы действительно помогаем, во-вторых, отвлекающие процедуры реально отвлекают нас от ненужных мыслей, от причитаний, от страхов, от беспокойства, от неизвестности.

Итак, подводим итоги.

· Все отвлекающие процедуры могут быть разделены на три группы, в зависимости от механизма получения лечебного эффекта — тепловые, раздражающие и воздействующие на рефлексогенные зоны.

· Тепловые и раздражающие процедуры противопоказаны в остром периоде ОРЗ и могут применяться лишь на этапе выздоровления.

· Воздействие на рефлексогенные зоны противопоказано при инфекционных болезнях и у детей первого года жизни, рискованно у дошкольников.

· Доказать эффективность отвлекающих процедур невозможно, поскольку болезни, при которых эти процедуры используются очень кратковременны и благополучно заканчиваются выздоровлением без отвлекающих процедур.

· Важнейший и наиболее убедительный эффект отвлекающих процедур состоит в том, что родственникам ребенка представляется возможность сделать «хоть что-нибудь» для заболевшего малыша.

 

***

Поскольку главное в отвлекающих процедурах — отвлечение родителей от грустных мыслей, очень важно, чтоб они (и мысли, и процедуры) не доставляли ребенку неприятных ощущений и не представляли угрозу для его здоровья.

Ниже мы опишем некоторые из возможных отвлекающих процедур. Описания эти нельзя воспринимать как рекомендацию: автор этой книги в принципе не назначает своим пациентам отвлекающие процедуры, поскольку убежден в том, что беседа с родителями — более рациональный способ психотерапии. Тем не менее, мы ведь с вами живем в стране, где мнение бабушки, подруги или соседки по подъезду нередко оказывается более значимым, нежели рекомендации доктора. И вам все-таки очень захочется поставить ребенку банки. А задача автора сделать так, чтобы, повторимся, свести к минимуму угрозу для здоровья и призвать вас к тому, чтобы вы сознательно не доставляли собственным детям неприятные ощущения.

Для начала самые главные правила:

· Отвлекающие процедуры никогда не носят неотложного и обязательного характера.

· Волнуетесь, дрожат руки — дождитесь того, кто спокойнее.

· Не знаете как — не делайте.

· Сомневаетесь — надо или не надо — не надо!

· Задумались — хватит или еще немного — хватит!

· Нагреть еще или достаточно? — достаточно!

· Не получается — прекратите и забудьте!

· Ребенок плачет, сопротивляется, убегает, будучи пойман и «пролечен» долго не может успокоиться — отвлекающие процедуры не для вас.

 

***

Горячая ножная ванна (именно так официально называется процедура под названием «парить ноги»).

Когда папа парит себе ноги, то температура воды зависит только от терпения самого папы и может достигать 80 °С, но, по данным большинства отечественных справочников, температура воды при проведении ребенку горячей (!) ножной ванны не должна превышать 40 °С. Такая цифра может показаться многим читателям по меньшей мере странной, поскольку нередки случаи, когда грудных детей в принципе и без всякого лечения купают в сорокаградусной воде…

Стандартно рекомендуемая длительность процедуры — 10-15 минут, ноги желательно погружать в ведро или глубокий таз до уровня колен. Температуру воды поддерживают эпизодически доливая в ведро горячую воду. Находящийся в здравом уме организатор процедуры никогда не будет наливать в ведро кипяток из чайника, не убедившись в том, что в этом ведре нет детских ног! К сожалению примеров, когда у мамы дергается рука или у ребенка дергается нога, после чего мы лечим ОРЗ в ожоговом центре — сколько угодно! Поэтому еще раз призываю всех к осторожности и здравомыслию. Если уж вы так верите в эффективность горячих ножных ванн — имейте в конце концов два ведра — и пусть спасаемый ребенок эпизодически переставляет ноги из того ведра, в котором вода остыла, в то, куда вы долили кипяток.

Банки.

Теория выглядит так: присосавшаяся к коже банка приводит к резкому приливу крови, вплоть до разрыва капилляров и мелких сосудов. Микрокровоизлияния активизируют иммунитет. Это собственно все — ничего более внятного не придумано, а имеющееся обоснование эффективности наводят на мысль о том, что банки, розги и отцовский ремень помогают примерно одинаково…

Неудивительно, что современная, цивилизованная медицина в банки не верит и банки не рекомендует, более того, всячески предупреждает о том, что банки грубо нарушают кровообращение в коже и подкожной клетчатке, могут приводить к необратимым повреждениям сосудов и провоцировать возникновение кровотечений.

Техника постановки лечебных банок не очень проста. Тех, кто не владеет, утешим констатацией того факта, что без этих знаний вполне можно обойтись, а для овладевших навыками заметим: банки и их садистскую разновидность «баночный массаж» нельзя применять при любых кожных, аллергических или инфекционных болезнях, при склонности к кровотечениям, в ситуациях, когда ребенок получает препараты, понижающие свертываемость крови (например, аспирин). Банки в принципе не рекомендуются детям и категорически не рекомендуются детям дошкольного возраста. В любом случае продолжительность процедуры не должна превышать 10—15 минут.

Согревающие компрессы.

Очень распространенная, совершенно безвредная процедура, оказывающая выраженное психотерапевтическое воздействие на родителей заболевшего ребенка. При ОРЗ в большинстве случаев речь идет о компрессе на область шеи.

Теоретически компресс состоит из трех слоев. Влажный внутренний слой (бинт, несколько слоев марли) смачивают теплой водой, водой в смеси со спиртом или водкой, водой с камфорным маслом и т. п. (вариантов тысячи). Средний слой — изолирующий (клеенка, полиэтилен, вощеная бумага). Наружный слой — утепляющий (вата + бинт, шерстяной платок и т. п.). Важное правило — средний слой на 2-5 см шире внутреннего, наружный на 2-5 см шире среднего. Все эти слои, как правило, готовят одновременно, накладывают друг на друга на столе, затем переносят на шею пациента.

Описанная технология наложения-приготовления традиционно рекомендовалась при тонзиллитах, фарингитах, ангинах, ларингитах, крупах, трахеитах. Стандартный режим использования — 4-8 часов в компрессе, 1-2 часа отдыхаем.

В ХХI веке мало кто знает правила приготовления компрессов и мало кто готов сооружать вышеописанные трехслойные конструкции. Но многие убеждены в том, что шея в тепле — залог скорейшего выздоровления. Поэтому каждый второй ребенок имеет во время ОРЗ шарфик на шее и это замечательно: не вредно ребенку, полезно родителям, а по эффективности вполне эквивалентно согревающему компрессу.

Еще один частный и частый случай применения согревающих компрессов — компресс на область уха. Здесь следует обратить внимание на два принципиальных момента:

1. Боль в ухе — симптом отита. Разновидностей отита превеликое множество и есть варианты, при которых тепло (прогревание) категорически противопоказано.

2. Рекомендации по лечению отитов (любых отитов!) изложенные в современных медицинских справочниках слово «компресс» не содержат.

Таким образом, научная медицина считает, что при отите никакие компрессы не способствуют выздоровлению, в то же время есть ситуации, когда они исключительно опасны. Отсюда вполне конкретная рекомендация: про согревающие компрессы при отитах надо забыть.

В то же время примитивное «утепление» уха — шапочка или платок, полностью ухо закрывающие плюс несколько слоев ваты, расположенные между шапкой (платком) и ушной раковиной — субъективно облегчают переносимость боли и такая «отвлекающая процедура» вполне может быть рекомендована кому угодно и когда угодно.

Горчичники и горчица.

Горчичник представляет собой бумажную основу, на которую нанесен сухой обезжиренный порошок, полученный из семян горчицы.

Отечественная промышленность выпускает горчичники разных размеров и модификаций. В то же время многочисленные поклонники этой процедуры часто изготавливают горчичники в домашних условиях, обращая особое внимание на качество и аромат горчицы, плотность и структуру бумаги и т. п.

При лечении респираторных заболеваний горчичники принято накладывать на область грудной клетки — на грудь, спину, бока, но так, чтобы не затрагивались позвоночник и область сердца. Еще один вариант (мы о нем уже упоминали) — при крупах, ларингитах, ларинготрахеитах рекомендуется ставить горчичники на область икроножных мышц.

Техника процедуры: горчичник опускается в теплую воду на непродолжительное время (5-30 секунд) после чего прикладывают к чистой сухой коже той стороной, на которую нанесена горчица и плотно прижимают. Сверху накрывают полотенцем, затем одеялом. Каждые две-три минуты мама заглядывает — что там происходит: приподнимает край горчичника и оценивает интенсивность покраснения кожи. Наличие отчетливого покраснения знаменует собою окончание экзекуции, продолжительность которой составляет, как правило, 5-10 минут и в целом обусловлена двумя факторами — индивидуальной чувствительностью кожи и качеством горчицы. После снятия горчичников кожу, особенно покрасневший участок, протирают тканью, смоченной теплой водой тщательно удаляя остатки горчицы, затем промокают-высушивают и смазывают детским кремом, вазелином или растительным маслом.

Готовые (аптечные) горчичники, по мнению многих мам, «очень сильные» поэтому придуманы многочисленные методы ослабления раздражающего эффекта — горчичники ставят через марлю, либо обратной стороной, кожу протирают маслом не после процедуры, а до… Промышленность, в свою очередь, не стоит на месте и движется навстречу пожеланиям родительской общественности: выпускаются так называемые горчичники-пакеты — в них горчица находится в специальных ячейках и раздражает кожу с особой нежностью. Более того, к горчице добавляются другие вещества — дополнительно пахнущие и дополнительно раздражающие.

Горчичники — самый распространенный, но частный случай медицинского применения горчицы. Порошок горчицы широко используется в народной и нетрадиционной медицине, да и дипломированные врачи не обходят его вниманием. Эффективность горчичного порошка обосновывается во-первых, раздражающим действием на кожу и, во-вторых, эфирными маслами и фитонцидами2 которые формируют специфический горчичный аромат.

Оба упомянутых эффекта используются в ситуациях, когда горчичный порошок добавляется в ванну (горчичная ванна), или в ведро, используемое для горячей ножной ванны.

Классический пример воздействия сухой горчицы на рефлексогенные зоны — засыпание горчичного порошка в носки. Поскольку и фитонциды, и эфирные масла и все остальное, обладающее выраженным раздражающим действием, образуется именно при смачивании горчицы, использование ее в сухом виде — не болезненно и относительно безопасно в течение длительного времени. Поэтому с сухой горчицей в носках удается мирно спать всю ночь.

Самое главное, касательно горчицы и горчичников:

· Ни одну серьезную болезнь нельзя вылечить горчицей и горчичниками. Болезни, при которых горчичники якобы помогают, благополучно проходят и без горчичников.

· Горчичники противопоказаны при любых повреждениях кожи, сыпи, аллергии, дерматите, повышении температуры тела.

· Помните
о
том, что индивидуальная непереносимость горчицы встречается очень часто. Поэтому, если вы используете горчицу первый раз в жизни — не увлекайтесь: в воду совсем чуть-чуть, на спинку четвертушку обычного горчичника — посмотрите, как оно будет…

· Вдыхание паров горчицы оказывает раздражающее действие на слизистые оболочки. Нередко это проявляется активизацией отхождения мокроты, повышением продуктивности кашля. Возможны и вполне вероятны спазм гортани и бронхов, аллергический отек на любом уровне дыхательных путей.
При склонности к респираторной аллергии, при бронхиальной астме, обструктивном бронхите, крупе, ларингите и ларинготрахеите использование любых горчичных процедур в домашних условиях противопоказано!

· Добавление горчицы в ванну способно, особенно у девочек, вызвать сильнейшее раздражение в области половых органов. Попадание воды с горчицей в глаза — еще одна реальная и вполне вероятная неприятность.

· Используя горчичники промышленного производства, не забудьте обратить внимание на срок их годности.

Втирания-растирания.

Растирание — один из классических приемов массажа, нечто среднее между нежным поглаживанием и активным разминанием. Цель растирания — разогреть кожу, усилить в ней кровообращение. Растирая кожу можно одновременно наносить на ее поверхность (втирать) некие вещества, обладающие биологически активным действием. В конце концов, свет ведь не сошелся клином на одной лишь горчице! Есть множество других веществ, способных раздражать кожу, а втирание-растирание этих веществ позволит расширить диапазон экспериментов и значительно увеличит перечень возможных отвлекающих процедур.

К таким веществам относятся, например, ментол, камфора, метилсалицилат, тимол. Некоторые из них используют в чистом виде, нередко к ним добавляют растворы спиртов, с ними смешивают растительные масла — эвкалиптовое, мятное, кедровое, пихтовое, мускатное и т. д. В результате получается основа для самых разнообразных мазей, эмульсий, гелей, бальзамов, кремов и десятки фармакологических фирм выпускают сотни самых разнообразных средств раздражающего действия для осуществления отвлекающих процедур. Каждое такое средство имеет сопровождающее руководство к действию, четко регламентирующее — кому, когда, в каких условиях, при каких болезнях, в каких местах и на какое время все это можно втирать-растирать.

В то же время использование всех упомянутых средств требует здравомыслия и осторожности, а все правила, относящиеся к горчице, одинаково актуальны, что бы мы ни втирали — и кожа должна быть чистой, и сыпи не должно быть, и индивидуальная непереносимость возможна, и за сроками годности надобно следить.

Следует отметить, что лечебные эффекты большинства местнораздражающих средств не ограничиваются воздействием на рефлексогенные зоны. Нанесенные на кожу растительные масла испаряются, попадают в дыхательные пути, специфически воздействуют на слизистые оболочки респираторного тракта. Но к отвлекающим процедурам все это отношения не имеет, это уже принципиально иной способ лечения, способ, рассмотрению которого мы и посвятим следующую главу.

 

 

 

1Иглоукалывание — раздражение биологически активных точек специальными иглами,аурикулотерапия — то же самое, но речь идет исключительно о точках, расположенных на поверхности ушной раковины, электропунктура — раздражение точек не иглами, а электрическим током.

 

2Фитонциды — особые биологически активные вещества, выделяемые растениями, способные подавлять рост и убивать бактерии и грибки. От греч. phyton — растение и лат. caedo — убивать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас просматривают   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...