Перейти к публикации

Ксюпка

  • записи
    33
  • комментариев
    447
  • просмотров
    50 906

из детства. воспитание - это серьезно

Ксюпка

788 просмотров

 

вот так посмотришь, почитаешь, и возникает ощущение, что любое слово родителей может оказаться решающим в дальнейшей судьбе ребенка 

Предписания - сообщения от родительского эго-состояния Ребенок, передаваемые изнутри обстоятельств собственных родительских недугов: несчастья, беспокойства, гнева,
растерянности, тайных желаний. Эти сообщения в глазах ребенка могут выглядеть иррациональными, однако для передающего родителя они абсолютно рациональны.

Мы составили список предписаний и за последние 10 лет опубликовали несколько статей, посвященных этой теме. Мы рассказывали о них на лекциях и семинарах по всему миру.
 Наш список не исчерпывает всех возможностей; без сомнения, существует и много других сообщений, которые передаются родителями и в соответствии с которыми дети либо
 действуют, либо не действуют. Тем не менее приводимый ниже короткий список поможет терапевту лучше слышать то, что говорит пациент, а значит корректировать план лечения.

Наш основной список предписаний:

    * Не делай.
    * Не будь.
    * Не сближайся.
    * Не будь значимым.
    * Не будь ребенком.
    * Не взрослей.
    * Не добейся успеха.
    * Не будь собой.
    * Не будь нормальным.
    * Не будь здоровым.
    * Не принадлежи.

Не делай: Это предписание передается боящимися родителями. Обуреваемые страхом, они не позволяют ребенку совершать многие обычные поступки: Не ходи рядом со ступеньками
(малышам); не лазь по деревьям; не катайся на роликовой доске и т.д. Иногда такие родители не хотели ребенка и, понимая, что инстинктивно не желают, чтобы этот ребенок
существовал, они чувствуют вину и панику от собственных мыслей и становятся в результате сверхзаботливыми и осторожными. Иногда родитель сам психотик, или имеет фобии,
или сверхосторожен после потери старшего ребенка. По мере взросления ребенка родители волнуются по поводу любого поступка, который тот намеревается совершить: "Но может,
это надо еще разочек обдумать". И ребенок не верит, что он сможет совершить что-либо правильное и безопасное, не знает, что же ему делать, и ищет, чтобы кто-нибудь подсказал
правильное решение. Такой ребенок, вырастая, будет иметь большие трудности при принятии решений.

Не будь: Это смертельно опасное сообщение - во время лечения на нем первом мы фокусируем внимание. Оно может быть дано очень мягко: "Если бы не вы, дети, я бы развелась с
вашим отцом". Более жестко: "Хоть бы вы не рождались…тогда бы мне не надо было выходить за вашего отца". Это сообщение может передаваться невербально: родитель держит ребенка
на руках, не покачивая его, хмурится и бранится во время еды и купания, злится и кричит, когда ребенок что-нибудь хочет, или просто бьет его. Есть множество способов передачи
данного сообщения.
Предписание может быть передано матерью, отцом, няней, гувернанткой, братом или сестрой. Родитель может быть подавлен тем, что ребенок зачат до женитьбы или после того, как
супруги решили больше не иметь детей. Беременность может закончиться смертью матери, и семья винит ребенка в этой смерти. Роды могут быть трудными, и ребенка обвиняют в том,
что он был слишком велик при рождении: "Ты меня всю порвал, когда рождался". Эти сообщения, повторяемые много раз в присутствии ребенка, становятся "мифом рождения": "Если бы
ты не родился, нам бы лучше жилось".

Не сближайся: Если родители расхолаживают ребенка от попыток сближения, то ребенок может воспринять это как сообщение "Не сближайся". Недостаток физического контакта и
позитивных поглаживаний ведет ребенка именно к такой интерпретации. Аналогично, если ребенок в результате смерти или развода теряет родителя, с которым он был близок, он
может сам себе дать предписание, сказав: "Какой смысл в близости, если все равно они умрут". Так он решит никогда больше ни с кем не сближаться.

Не будь значимым: Если, например, ребенку не разрешают говорить за столом: "Дети должны быть видны, а не слышны" или еще как-нибудь снижают его значимость, он может
воспринять это как сообщение "Не будь значимым". Он также может получить подобное сообщение в школе. В прошлом в Калифорнии испаноязычным детям было трудно утвердить
собственную значимость. На каком бы языке они ни говорили - на английском или на испанском, - англоговорящие дети насмехались над ними. Черные получали подобные сообщения
не только от белых, но и нередко от своих матерей, которые не хотели, чтобы они выросли с чувством собственной значимости и в результате имели неприятности с белыми.

Не будь ребенком. Это сообщение передается родителями, которые поручают младших детей заботам старших. Оно также исходит от родителей, который "гонят коней", пытаясь сделать
 из своих малышей "маленьких мужчин" и "маленьких женщин", поглаживая детей за вежливость еще до того, как те поняли, а что же значит вежливость, говоря совсем маленьким
 деткам, что плачут только маленькие.

Не взрослей: Это предписание обычно передается от матери ее последнему ребенку, неважно второй он или десятый. Оно часто дается отцом дочери, когда та достигает
предподросткового или подросткового возраста, и отец начинает с испугом чувствовать в ней просыпающуюся сексуальность. Тогда он может запрещать девочке делать то, что
делают ее подруги, - употреблять косметику, носить соответствующую возрасту одежду, бегать на свидания. Он также может прекратить физические поглаживания, и девочка
интерпретирует это так: "Не взрослей, а то я не буду любить тебя".

Не добейся успеха. Если папа играет с сыном в пинг-понг, только когда выигрывает, и прекращает играть, как только сын его побеждает, мальчик может интерпретировать его
поведение как сообщение: "Не выигрывай, а то я не буду любить тебя". Это сообщение конвертируется в "Не добейся успеха". Постоянная критика со стороны родителя-перфекциониста
дает сообщение "Ты все делаешь неправильно", которое переводится как "Не добейся успеха".

Не будь собой. Это сообщение чаще всего дается ребенку "неправильного" пола. Если у матери трое мальчиков, а она хочет девочку, то из четвертого сына она может сделать
"доченьку". Если сын видит, что девочкам достается все лучшее, он может решить: "Не будь мальчиком, а то тебе ничего не достанется" - и впоследствии иметь проблемы со своей
половой принадлежностью. Отец может сдаться после четырех девочек и начать учить пятую "мальчишеским" и "мужским" занятиям, например, играть в футбол. (Мы понимаем, что это
сексистское утверждение, но указываем на то, что в реальности происходит в нашей культуре.)

Не будь нормальным и Не будь здоровым: Если родители поглаживают ребенка, когда он болен, и игнорируют, когда он здоров, это равносильно словам "Не будь здоровым". Если
безумное поведение вознаграждается или если оно моделируется, но не корректируется, то само моделирование становится сообщением "Не будь нормальным". Мы видели много детей
шизофреников, у которых были трудности в определении действительности, хотя сами они не были психотиками. Они вели себя как безумные и часто лечились от несуществующих
психозов.

Не принадлежи. Если родители все время себя ведут так, как будто они должны быть в другом месте, например, России, Ирландии, Италии, Израиле, Англии (в случае некоторых
бывших англичан, ныне живущих в Австралии или Новой Зеландии), то у ребенка возникает трудность в понимании того, к какой стране он принадлежит. Он может все время чувствовать,
что тоже не примкнул ни к какому берегу - пусть даже он родился в США, или Австралии, или Новой Зеландии.

Обратные предписания

Обратные предписания - это сообщения родительского эго-состояния Родитель, которые могут ограничивать ребенка, и если воспримутся им, то будут препятствовать взрослению и
гибкости. Обратные предписания включают в себя "драйверы", сформулированные Тайби Калером: "будь сильным", "старайся", "делай все на отлично", "спеши" и "радуй меня". Все это,
естественно, невозможно выполнить: кому и когда удавалось быть достаточно сильным, достаточно много работать, достаточно радовать кого-то и поспешать куда-то? Нет способа стать
 верхом совершенства. Мэри добавляет к калеровскому списку обратное предписание, парное предписанию "Не будь": "Будь осторожен".

Обратные предписания также включают в себя религиозные, расовые и половые стереотипы, передаваемые из поколения в поколение. Даже женщины, уверенные в своей эмансипированности,
 часто готовят и убирают дом в дополнение к своим регулярным обязанностям и работе, лишь потому, что верят обратному предписанию "Место женщины - дома".

Обратные предписания являются открытыми, вербальными и несекретными сообщениями. Тот, кто дает обратное предписание, верит в истинность своих слов и будет защищать свою
позицию. "Конечно, место женщины - дома. Если женщина забудет о своих обязанностях, что же будет с детьми?" Этим обратные предписания резко отличаются от прямых предписаний.
Тот, кто дает предписание, делает это тайно и не осознает влияния своих слов. Если родителю объяснить, что он предписывает своему ребенку не существовать, это вызовет лишь
взрыв негодования с его стороны, ведь у него и в мыслях этого никогда не было.

Родительские сообщения названы обратными предписаниями, потому что Эрик Берн сначала верил, что они оборачивают, переворачивают предписания. Так, если клиент подчиняется
обратному предписанию, он свободен от следования предписанию. Например, если прямое предписание "Не существуй", а обратное предписание "Много работай", у клиента есть
возможность спасти свою жизнь, много работая и игнорируя суицидальные импульсы. Однако клиенты склоны подчиняться скорее прямым предписаниям, чем обратным предписаниям,
и поэтому остаются в депрессии, даже "много работая". Сообщениям, подобным обратному предписанию "Много работай" и предписанию "Не взрослей", крайне трудно следовать.
А представьте себе положение мальчика, следующего предписанию "Не будь мальчиком" и, чтобы порадовать родителей, поступающего как девчонка, которому те же самые родители
велят идти играть в футбол и перестать вести себя как тряпка. Иногда предписания и обратные предписания совпадают. Из всех своих эго-состояний родитель говорит ребенку
не существовать, не взрослеть, не быть значимым. В этом случае ребенку необыкновенно трудно избавиться от сообщений.

Смешанные сообщения

Некоторые сообщения даются либо Родителем, либо Ребенком родителей, особенно те, что касаются мыслей и чувств. Предписания и обратные предписания против мыслей:
"Не думай," "Не думай так" (какие-то определенные мысли), или "Не думай так, как ты думаешь - думай так, как я думаю" ("Не спорь со мной"). Сообщения о чувствах те же:
"Не чувствуй," "Не чувствуй так" (какие-то определенные чувства), или "Не чувствуй так, как ты чувствуешь- чувствуй так, как я чувствую" ("Мне холодно - надень свитер"
или "Ты не ненавидишь своего братишку, ты просто устал").

РЕШЕНИЯ

Чтобы предписания и обратные предписания стали значимыми для развития ребенка, ребенок должен их принять. Он властен принять их или отбросить. Ни одно предписание не
"вживляется в ребенка подобно электроду", как считал Берн. Более того, мы считаем, что многие предписания вообще никогда не давались! Ребенок придумывает, изобретает и
неправильно интерпретирует и таким способом сам себе дает предписания. Смерть брата вызывает у ребенка уверенность, что это его ревность убила братишку, а не какая-то
там непонятная пневмония. И, обуреваемый чувством вины, ребенок дает себе предписание "Не будь". Если умирает любимый отец, сын или дочь может решить ни с кем больше не
сближаться. Чтобы в будущем избежать боли, подобной той, что причинила ему смерть отца, ребенок дает себе предписание "Не сближайся". На самом деле он говорит себе следующее:
"Я никогда больше не полюблю, а значит и не буду испытывать боли".

Мы перечислили лишь некоторые из предписаний, однако и в ответ на них ребенок может принять бесчисленное множество вариантов решений. Ниже мы опишем некоторые из них.
Во-первых, ребенок может просто не поверить предписанию и поэтому отбросить его. Причиной может быть осознание патологии передающего предписание ("Моя мать - сумасшедшая,
и неважно, что она говорит") или встреча с кем-нибудь, кто оспаривает предписание, и вера в этого человека ("Мои родителя меня не хотят, зато мой учитель меня любит").
Мы составили список некоторых патологических решений, принимаемых в ответ на предписания:
"Не будь": "Я умру и затем вы меня полюбите"; "Я докажу вам, даже если это убьет меня" и другие.

Решения, которые ребенок может принять в ответ на предписания:

"Не будь": - "Я не умею решать"; "Мне нужен кто-нибудь, кто бы решал за меня"; "Мир так страшен…Я, вероятно, сделал ошибку"; "Я слабее других людей"; "Я никогда больше
не буду ничего решать".

"Не взрослей": - "Ладно, я останусь маленьким" или "беспомощным", или "недумающим", или "несексуальным". Это решение часто проявляется в движениях, голосе, манерах,
поведении.

"Не будь ребенком". - Возможные решения: "Я больше ни о чем попрошу; я сам о себе позабочусь"; "Я всегда буду заботиться о них"; "Я никогда не буду развлекаться";
"Я больше никогда не сделаю ничего ребячливого".

"Не делай этого". - Ребенок может решить: "Я никогда ничего не сделаю правильно"; "Я - глупый"; "Я никогда не выиграю"; "Я побью тебя, даже если это меня убьет";
"Я покажу вам, даже если это убьет меня"; "Неважно, насколько я хорош, я должен был сделать все еще лучше, поэтому я буду чувствовать растерянность (стыд, вину)".

"Не сближайся". - Принимаемые решения: "Я никогда никому больше не буду доверять"; "Я больше никогда ни с кем не буду сближаться"; "Я никогда не буду сексуальным"
(плюс все ограничения на физическую близость).

"Не будь здоров" или "нормален". - Решения: "Я - сумасшедший"; "Моя болезнь здесь самая серьезная, и я могу умереть от нее" (плюс запрет на использование телесных или
мыслительных процессов).

"Не будь собой" (своего пола). - В ответ ребенок может решить: "Я покажу им, что я так же хорош/хороша, как и любой/любая мальчик/девочка"; "Неважно, как сильно я буду
стараться, я никогда не угожу"; "Я настоящая девочка, но с пенисом"; "Я настоящий мальчик, хоть и выгляжу как девочка"; "Я притворюсь мальчиком/девочкой"; "Я никогда не
буду так счастлив"; "Мне всегда будет стыдно".

"Не будь значимым". - Ребенок может решить: "Никто никогда не позволит мне сказать или сделать что-нибудь"; "Здесь все главнее меня"; "Я никогда ничего не буду стоить";
 "Я могу стать значимым, но никогда не проявлю этого".

"Не принадлежи". - Решения могут быть: "Я никогда не буду никому принадлежать" или "ни к какой группе," или "ни к какой стране," или "Никто меня никогда не будет любить,
потому что я никому не буду принадлежать".

Смешанные решения о мыслях и чувствах:

"Не думай". - Возможные решения: "Я глупый"; "Я не могу принимать решения"; "Я не умею сосредоточиваться".

"Не думай об этом": -"Думать о сексе плохо, лучше я буду думать о чем-нибудь другом" (этим человеком может овладеть навязчивое состояние), "Я лучше не буду никогда об
 этом упоминать (чем бы "это" ни было - быть приемным ребенком или иметь не отца, а отчима) или думать об этом". Или "С математикой у меня туго" (или с физикой, или со
 стряпней, или с футболом, зависит от того, какие были получены предписания).

"Не думай так, как ты думаешь, думай так, как я думаю": "Я всегда неправ". "Я не открою рот, пока не узнаю, что думают остальные".

Решения в ответ на предписания по поводу чувств аналогичны:

"Не чувствуй". -Ребенок может решить: "Эмоции - это потеря времени". "Я ничего не чувствую".

"Не чувствуй так": - "Я больше не буду плакать". "Я не буду злиться… злость может быть смертельно опасна".

"Не чувствуй так, как ты чувствуешь, чувствуй так, как я чувствую": - "Я не знаю, что я чувствую". Такой человек спрашивает терапевта и группу: "Что я должен чувствовать?
Что бы вы чувствовали на моем месте?"



3 комментария


Рекомендованные комментарии

А оно так и есть. Недавно смотрела фильм - Три лица Евы. Так там у женщины было растроение личности из-за того, что ее мама в детстве заставила ее поцеловать умершую бабушку.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

На мне сколько из этой статьи испробовано, что я давно должна была попасть в дурку!
Я сделала выводы из своего детства и теперь точно знаю, что делать не надо. Надеюсь, моим детям будет легче, чем мне.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Присоединяйтесь к нашим обсуждениям!

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас


  • Лучшее на сайте

    Планирование пола ребенка

    Планирование пола ребенка

    Единственный метод планирования пола ребенка, который имеет под собой научную основу. Пол ребенка зависит от того, какой сперматозоид оплодотворил яйцеклетку. Оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом с хромосомой X приведет к развитию женского эмбриона, сперматозоид с хромосомой Y приведет к зачатию мальчика. Существует теория, что сперматозоиды с различными хромосомами имеют различные характеристики, знание которых может помочь создать наиболее благоприятные условия для зачатия ребенка определенного пола.
    Основы цикла: овуляция, имплантация, желтое тело

    Основы цикла: овуляция, имплантация, желтое тело

    Регулярный женский цикл является необходимым условием для зачатия ребенка естественным путем. Для того, чтобы понять сложные процессы, заложенные природой в женский цикл, нужно знать основные процессы, повторяющиеся у женщины каждый цикл. Эти знания необходимы не только для правильной интерпретации графиков базальной температуры, но для разговоров с врачом. А также потрясающее видео о зачатии. Сухая теория и "живая реальность". Вот так случается чудо!
    Вобэнзим повышает вероятность зачатия

    Вобэнзим повышает вероятность зачатия

    Вобэнзим. Это - не БАД, а ферментный лекарственный препарат, который состоит из растительных и натуральных энзимов и назначается при лечении воспалительных процессов, а также регулирует иммунную систему.
  • Популярные темы

  • Отзывы о клиниках

    • Автор: Marykana · Опубликовано:
      Для нашей семьи клиника Ава Петер и врач Ткачук стали просто подарком. Как и многие обратились для проведения ЭКО. Прекрасный репродуктолог, да в принципе все врачи классные. Оборудование, отношение, сама клиника - на 5 баллов. Никаких лишний назначений от врача, у нас было ЭКО платное, все строго по необходимости. Короткий протокол и беременность с первого раза. Спасибо огромное!
    • Автор: Ангелина Скорикова · Опубликовано:
      9 лет мы ходили по врачам. Я здорова, у мужа активных сперматозоидов меньше 1%. Врачи пожимали плечами, рассуждали о случайностях и отправляли стараться дальше. Мы соблюдали все их правила, но безрезультатно. Про ЭКО никто даже не заикался. Я начала читать об этом сама, вступила в разные группы, общалась на форумах. Собрала кучу информации и поняла, что это наш вариант. Но, конечно, без врача не обойдешься. Записались в Арт-Эко на прием к Зиме. Она была удивлена, что нам раньше никто не подсказа
    • Автор: Ирина Вешенкова · Опубликовано:
      До сих пор не могу поверить, что стала мамой. Доченька родилась две недели назад с помощью ЭКО, а еще год назад для нас с мужем это было мечтой. Вокруг ЭКО много мифов и догадок. Меня тоже отговаривали. Особенно рьяно это делают те, у кого уже по двое-трое детей. Но мы никого не послушали и пошли к врачу. Записались в Арт-Эко к Веряевой. Надежда Александровна стала моим первым репродуктологом и к счастью последним. ЭКО делали по квоте. Врач очень внимательная, всегда выслушает, внимательно относ
    • Автор: НадяСорок · Опубликовано:
      Хорошая клиника начиная от условий и отношения, заканчивая эмбриологией. 2 года назад тут у меня был успешный протокол у Боброва, а осенью снова получила квоту, но попала к Макуловой и снова удачно с первой попытки. Не зря у АВЫ такая хорошая репутация, тут реально работают профи.
    • Автор: Adel77 · Опубликовано:
      Очень благодарна клинике Мать и Дитя, после 2 неудачных попыток в друх других клиниках, с потерянной надежной я просто влетела в кабинет врача Морозовой Екатерины Геннадьевны. До этого я все ЭКО с ПГД делала платно, а тут была квота которая лежала с февраля и которую я с трудом получила (но это совсем другая история). Мы сразу же не стали терять времени и вступили в протокол! Екатерина Геннадьевна- это не только супер врач, но душевный и понимающий человек! А это тоже очень важно, когда над
×
×
  • Добавить...