Перейти к публикации
  • Искусство быть родителями

    Искусство быть родителями

    Я хочу любить тебя, но не держать тебя,Я хочу ценить тебя без рассуждений,Я хочу присоединиться к тебе, но не вторгаться в тебя.Я хочу просить, но не требовать,Я хочу покинуть, но не упрекать.Я хочу помочь, но не упрекая в неумении,Если мы оба ...

    Я хочу любить тебя, но не держать тебя,
    Я хочу ценить тебя без рассуждений,
    Я хочу присоединиться к тебе, но не вторгаться в тебя.
    Я хочу просить, но не требовать,
    Я хочу покинуть, но не упрекать.
    Я хочу помочь, но не упрекая в неумении,
    Если мы оба будем хотеть этого, то мы сможем встретиться.

    Вирджиния Сатир

    В благополучных семьях, где царит настоящая любовь и где родители осознают необходимость развить у ребенка стремление не только к познанию, но и к творчеству, у детей есть больше шансов стать талантливыми. Именно родители – те люди, которые лучше всего могут помочь детям реализовать свои возможности. Способный ребенок, которому повезло с любящими и понимающими родителями, имеет больше шансов успешно развить свои дарования.

    Быть настоящими родителями – это искусство. А что именно поможет нам стать такими родителями?

    Знания?.. Есть много знающих, но не чувствующих ребенка взрослых. От их «знаний» дети убегают из дома, становятся малолетними преступниками или наркоманами. Хотя отрицать значение знаний было бы неправильно.

    Опыт?.. Но наличие у людей богатого жизненного опыта еще не означает, что они научились делать из него правильные выводы. Однако не считаться с опытом, конечно, тоже нельзя. Очень многое зависит не от опыта или знаний родителей, а от их интуиции и умения чувствовать и понимать ребенка. Чтобы видеть в ребенке «сплетение дарований», взрослым нужно прежде всего научиться понимать ребенка. Ребенок растет и взрослеет гораздо быстрее, чем кажется родителям. Обычно взрослые, выясняя отношения в присутствии ребенка и не стесняясь в выражениях, отмахиваются: «Да что он там понимает, мал еще!» А малыш все понимает, все замечает, из всего делает собственные выводы. Вспомним о том, что ребенка воспитывает не собственно воспитание, а отношения между родителями. Дорогие взрослые, учтите, дети внимательно наблюдают за вами, отмечая каждый ваш шаг, будьте осторожны в словах и поступках!

    Есть взрослые, которых совершенно не волнуют отношения с детьми, но все дети и подростки очень сильно обеспокоены отношениями со взрослыми. Вот такие записки пишут мне дети:

    • «Что делать с моими родителями, чтобы они не ссорились и не кричали друг на друга?» (10 лет)
    • «Я не хочу, чтобы моя мама заболела и умерла. Как объяснить ей, что курить очень опасно?» (8 лет)
    • «Как быть, если взрослые тебя не понимают?» (13 лет)
    • «Как объяснить родителям, что я уже взрослая?» (14 лет)
    • «Что сделать, чтобы папа бросил пить?» (12 лет)
    • «Как объяснить маме, что обманывать нельзя? Она часто обманывает папу» (9 лет)

    Как видите, проблем со взрослыми у детей ничуть не меньше, а иногда даже больше, чем у взрослых с детьми. Только проблемы ребят подчас значительно серьезнее и решаются труднее.

    Чему надо научить детей в первую очередь? Умению никого не осуждать (тем более родителей) и умению прощать. Именно это будет первым ответом на приведенные выше вопросы. Но та искренняя боль и тревога, которыми пронизаны эти записки, может быть, заставят взрослых задуматься и посмотреть на своих детей пристальнее.

    Благодаря своей природной чуткости дети хотя и не обременены специальными знаниями и не умудрены жизненным опытом, однако способны понять взрослых значительно чаще, чем взрослые детей. Почему это происходит? Причин тут несколько.

    • Детская душа более чистота и невинна по сравнению с душами многих взрослых.
    • Многие дети еще не разучились смотреть «сердцем». Помните слова вторившего Лису Маленького принца: «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце»?
    • Третью причину однажды назвали сами подростки. Они сказали следующее: «Дети в семье окружены взрослыми. Взрослых много, а детей мало. Находясь в окружении взрослых, нам приходится изучать вас изнутри, чтобы лучше понять. А взрослые не окружены детьми, поэтому и не стараются их изучать, а значит – не понимают».

    339-iskusstvo-byt-roditeljami.jpgСколько сказано, сколько написано книг о «формировании навыков и умений», «актуализации процессов обучения», «гуманизации образования»!.. Но все эти «умные» дискуссии часто не имеют никакого отношения к ребенку. Потому что обращаться надо не к «индивиду», не к «объекту» или «субъекту» воспитания, а к живому, веселому или грустному, покладистому или несговорчивому ребенку. Разговор о том, как понять ребенка, может быть только разговором о том, как понять душу ребенка.

    Настоящими родителями позволяют стать три вещи: умение ЛЮБИТЬ, умение ПОНИМАТЬ и умение ПОДДЕРЖИВАТЬ. Все очень просто, родители смогут помочь детям достичь настоящей зрелости и силы только тогда, когда создадут атмосферу любви, понимания и поддержки в отношениях с ребенком (причем даже не с момента рождения, а с момента Зарождения).

    Невозможно каждый раз находить идеальный выход, потому что нам родителям приходится воспитывать детей, даже когда мы больны, выбились из сил, опечалены или рассержены на кого-то другого. В семейной жизни завышенные требования к каждому члену семьи иногда становятся подобны назойливым звукам автомобильных гудков в пробке, в час пик. Каждому известно, что где-то впереди есть препятствие, но никто не может ни сдвинуться с места, ни предпринять что-либо еще, кроме как непрерывно сигналить. Спустя некоторое время движение на улице возобновляется. Чтобы продолжить движение, мы пользуемся нашими ресурсами и информацией, укрепляя самооценку, обеспечивая позитивную поддержку и находя наилучшие методы решения проблемы. Эффективное воспитание – не мешанина методов, а вдумчивый подход к ключевым событиям, которые, как известно каждому, непременно произойдут. Эффективное воспитание начинается с родителей, которые без опасений говорят «нет», своевременно вводят правила и устанавливают границы. Правила выражают наши убеждения и требования к детям; они учат детей сотрудничать с нами, а в будущем – и с другими людьми. Определяя свои правила и границы, мы помогаем малышам усваивать приемлемые формы поведения и вместе с тем проявлять свою независимость и творческие способности.

    Психологи утверждают, что младенцы начинают учиться контролировать свое поведение с восьмимесячного возраста. Необходимо подчеркнуть слово «начинают». Несмотря на то, что дети ведут себя не так, как взрослые, они учатся управлять своим поведением и отказываться от удовольствий. Самоконтроль, или самодисциплина, - основной стержень приемлемого поведения. Планируя стратегию воспитания, обдумайте следующие ключевые моменты:

    • Каждый раз, принимая решение, попытайтесь ответить на важные вопросы:
      • Каким я хочу видеть своего ребенка?
      • Какие чувства я испытываю, когда по милости ребенка выгляжу неопытным родителем?
      • Каким поступкам я придаю особое значение в глубине души?
    • Каждый родитель хочет, чтобы ребенок понимал его мотивы, соглашался с его убеждениями, любил его и слушался. Такие идеальные дети существуют только в нашем воображении. Даже малыши отказываются понимать наши мотивы, отрицают наши убеждения и терпеть не могут, когда мы учим их, как следует себя вести. Зачастую нам приходится что-нибудь отнимать у ребенка, например опасную игрушку, или сдерживать активность малыша, например запрещая ему выбегать на дорогу. Когда ребенок плачет, мы разрываемся между желанием проявить доброту и необходимостью проявить твердость. Мы сомневаемся в собственной правоте.
    • Помните, что дети очень любят своих родителей, прощают их и от природы наделены жизнерадостностью.

    Милые, дорогие родители прочувствуйте своих детей, полюбите их, посмотрите на них как на продолжение самих себя и вы познаете истинное чувство Родителя. Успехов, радости, здоровья и счастья в вашей семье.

    About author
    Светлана Барыбина
    Светлана Барыбина

    создательница и руководитель БКП "РАВНОВЕСИЕ", ведущий психолог-психотерапевт, член Российского Психологического общества (2006 г), член Российской Психотерапевтической Ассоциации (2011 г), действительный Член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги ППЛ. Является психологом-консультантом сборной России по теннису.

    Оценить статью

     Поделиться


    Отзывы пользователей

    Рекомендованные комментарии

    Комментариев пока нет.



    Присоединяйтесь к нашим обсуждениям!

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

    Войти сейчас
×
×
  • Создать...